0
3950
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

16.05.2003 00:00:00

Две войны, две тактики в Персидском заливе

Валентина Рогова

Об авторе: Валентин Григорьевич Рог - доктор военных наук, генерал-майор авиации.

Тэги: ирак, нато, россия


Вторично за последние двенадцать лет Персидский залив стал ареной столкновения значительных армейских соединений. И хотя состав участников военных действий примерно одинаков и в обоих случаях достигнут один и тот же результат - сопротивление обороняющейся стороны полностью подавлено, в тактике союзных - в основе своей американских - войск 1991 и 2003 гг. имеются существенные различия.

"БУРЯ В ПУСТЫНЕ"

2 августа 1990 г. 100-тысячная армия Ирака внезапно вторглась на территорию суверенного государства Кувейт. Мировая общественность единодушно осудила агрессию - резолюцией Совета Безопасности ООН # 660 предусматривалось в случае невозможности разрешить ирако-кувейтский конфликт мирным путем применение военной силы; одновременно вводилась экономическая блокада Ирака. С августа 1990 г. по первую половину января 1991 г., то есть в течение 5,5 месяца, создавались многонациональные силы (МНС), шла тщательная, скоординированная их подготовка под флагом ООН.

Если в живой силе к началу операции "Буря в пустыне" Ирак имел даже небольшое преимущество перед союзниками, то в авиации последние пользовались тройным количественным превосходством над Ираком и, как показывают расчеты, 4-5-кратным качественным. В районе Персидского залива была создана мощная авиационная группировка, насчитывающая около 2600 современных боевых самолетов и вертолетов, в том числе 1800 американских. Из шести авианосных многоцелевых групп (АМГ) четыре находились в Персидском заливе, две - в Красном море. В Персидском заливе находились также, все корабли и транспорты амфибийно-десантного соединения. Таким образом, за время подготовки операции "Буря в пустыне" 30 государств, реально участвовавших в антииракской коалиции во главе с США, создали три мощных группировки вооруженных сил: сухопутных войск, ВВС и ВМС, объединенные через единую автоматизированную систему управления. Наличие этой системы позволило МНС непрерывно получать сведения о противнике и быстро реагировать на его возможные действия.

Операция "Буря в пустыне" заняла 43 дня (17 января - 28 февраля 1991 г.) и проводилась не по стандартному сценарию, присущему, например, агрессии фашистской Германии против СССР (практически одновременное вторжение с воздуха и на суше). Она началась проведением воздушной наступательной операции с последующим ведением систематических боевых действий авиации. Сухопутные войска перешли в решительное наступление только через пять с лишним недель после начала операции: примерно за сутки до прекращения огня в районе Персидского залива войска МНС вторглись на территорию Ирака.

Воздушная наступательная операция (ВНО) союзников была проведена в течение трех суток (17-19 января 1991 г.). Цель ВНО заключалась в завоевании превосходства в воздухе, разгроме группировки ПВО, дезорганизации государственного и военного управления и подрыве военно-экономического потенциала (ВЭП) Ирака, а также в поражении его войск и боевой техники в районах сосредоточения.

Нанесение массированных ударов преимущественно в темное время суток (71% от общего числа ударов), способствовавшее эффективному подавлению истребительной авиации Ирака, является очевидным свидетельством высокого уровня подготовки летного состава ВВС США, причем не только стратегической, но и тактической, палубной авиации и авиации морской пехоты. Этот фактор важно учитывать при подготовке российских ВВС.

Значительную роль в решении задач ВНО сыграла палубная авиация. На ее долю приходится одна пятая всех боевых вылетов авиации, что подтверждает важность поражения многоцелевых авианосцев для срыва воздушной наступательной операции.

С точки зрения теории и практики оперативного применения ВВС США, представляет несомненный интерес практика выполнения массированных авиационных ударов.

Оперативное построение сил, участвовавших в первом ударе, состояло из эшелона прорыва ПВО и двух ударных эшелонов. Для прорыва ПВО применялись 40 КРМБ, самолеты-"невидимки" F-117А, самолеты тактической и палубной авиации; всего 200 боевых самолетов. В целом это составило: 40% КРМБ и до 30-35% самолетов от общего числа запланированных для нанесения первого массированного удара. Основными объектами ударов тактических групп эшелона прорыва ПВО были средства противовоздушной обороны (РЛС различного назначения, ракетно-зенитные комплексы).

В два ударных эшелона были включены: 60 КРМБ, 492 самолета (тактической и палубной авиации; стратегические самолеты В-52; самолеты-"невидимки" F-117А), что составило 65-70% боевых самолетов и 60% КРМБ "Томагавк" от их общего количества в первом массированном ударе. Последовательность действий сил в первом массированном ударе, наиболее вероятно, была такой.

Силы и средства РЭБ до начала удара и в ходе удара создавали сильные радиопомехи радиоэлектронным средством Ирака, прежде всего радиоэлектронным средствам системы ПВО. Под прикрытием радиопомех, предваряя удары самолетов из эшелона прорыва ПВО, были нанесены удары КРМБ со стороны Персидского залива и Красного моря. По имеющимся данным, КРМБ применялись двумя залпами по 50 ракет в каждом. Пуски КРМБ согласовывались с действиями тактической и палубной авиации. Траектории ракет, заложенные в бортовую ЭВМ, обеспечивали подход ракет к объекту с разных направлений и на предельно малых высотах.

Используя результаты ударов КРМБ, выполняли свои задачи самолеты эшелона прорыва ПВО. Первыми действовали самолеты-"невидимки" F-117А. Имеются сведения, что 30 F-117А поразили 80 объектов ПВО.

Широкое применение высокоточных КРМБ "Томагавк", большого числа управляемых ракет "воздух-РЛС" в сочетании с сильными радиопомехами радиоэлектронным средствам обеспечили высокую эффективность прорыва ПВО Ирака ударными эшелонами авиации МНС. Имеются противоречивые сведения об итогах ВНО, но достоверно одно: из всех задач, безусловно, была успешно решена важнейшая - завоевано господство в воздухе как главное условие обеспечения успеха военных действий сухопутных войск и ВМС, признаваемое аксиомой современного военного искусства.

После проведения ВНО наступил второй этап воздушной кампании - ведение систематических боевых действий (от 400 до 900 самолето-вылетов ежесуточно). Они сопровождались ударами по объектам военного и государственного управления, материально-технического обеспечения, войскам в районах сосредоточения, мобильным ПУ ОТР. Постоянно велась воздушная разведка и радиоэлектронная война.

"ШОК И ТРЕПЕТ"

Война, развязанная США и их союзником Великобританией против Ирака на рассвете 20 марта 2003 г., то есть через 12 лет после первой войны в Персидском заливе, безусловно, учитывала опыт операции "Буря в пустыне". Однако в плане второй войны высшее военное командование США сделало ставку на проведение молниеносной воздушно-наземной кампании, а не чисто воздушной, составлявшей основу операции 1991 г.

Изменение плана войны было вызвано прежде всего тем, что с 1991 г. в соответствии с резолюцией Совета Безопасности осуществлялось эмбарго на торговлю Ирака с другими государствами, в том числе военной техникой, поэтому от его ВВС и ПВО не следовало ожидать достойного противодействия в борьбе за господство в воздухе. Состоящая на вооружении Ирака авиационная техника, средства ПВО отслужили свой срок, они нуждались в ремонте, замене ряда агрегатов новыми (запасными) частями, которые Ирак был лишен возможности приобретать в других странах.

Исходя из этого высшее военное командование США рассчитывало, что соединения сухопутных войск благодаря эффективной авиационной поддержке парадным маршем преодолеют расстояние до Багдада. Для реализации замысла операции была создана мощная группировка сил и средств. Ее основу, как и 12 лет назад, составили соединения США. По имеющимся данным, в нее были включены около 300 тыс. военнослужащих сухопутных войск; порядка 700 боевых самолетов; 20 боевых кораблей-носителей высокоточных КРМБ типа "Томагавк"; современные силы радиоэлектронной борьбы; спутниковые системы разведки и навигации. Если в войне в Персидском заливе 1991 г. соотношение сил авиационных группировок (АГ) многонациональных сил и Ирака составляло 3,5:1 в пользу МНС, то к началу операции "Шок и трепет" количественное и качественное превосходство союзнической АГ оказалось подавляющим.

В ходе второй войны в Персидском заливе резко увеличилось число применяемых высокоточных средств поражения. Так, если в ходе операции "Буря в пустыне" за 43 дня воздушной кампании были применены 282 высокоточные крылатые ракеты "Томагавк", то в операции "Шок и трепет" только за 15 суток военных действий - порядка 1000 КР "Томагавк" и несколько тысяч самонаводящихся авиабомб - в основном по объектам в Багдаде, Мосуле, Басре. Это привело к многочисленным жертвам среди мирного населения, особенно среди женщин и детей. США, невзирая на запрещение кассетных авиабомб, вызывающих массовые тяжелые поражения мирного населения, особенно детей, стали их применять, в том числе по жилым районам Багдада.

И, несмотря на это, американский план молниеносной операции "Шок и трепет" не был осуществлен. Об этом свидетельствует ход военных действий в Ираке за период с 20 марта по 15 апреля 2003 г.

Так, только через две недели после начала войны американские войска, совершая бросок через пустынную местность, завязали бои (3 апреля 2003 г.) за международный аэропорт, что в 20 км от Багдада. Важный в оперативно-стратегическом отношении город и порт Басра сражался до овладения англо-американскими войсками Багдадом. Шли жестокие бои за важный военно-промышленный центр Мосул и другие города.

С 4-5 апреля 2003 г. военное командование США начало осуществлять переброску дополнительных сил (средств) военной техники и живой силы через территорию Турции. Это очевидное свидетельство реальности сопротивления армии и народа Ирака, которые оказались способны за первые две недели войны нанести ощутимый ущерб мощной и высокотехничной оккупационной группировке. Разумеется, американцам не следовало сбрасывать со счета особенностей проведения сухопутной операции в пустынной местности с песчаным грунтом, затрудняющим эксплуатацию военной техники.

Тем не менее исход войны очевиден и неоспорим - Вашингтон вкупе со своими нынешними союзниками по антииракской коалиции обладал и обладает несравненно более высоким военно-техническим потенциалом по сравнению с Багдадом, что, безусловно, обеспечило им победу в вооруженном противоборстве.

Россия в настоящее время окружена авиационными базами США и НАТО не только с запада, но уже и с юга (Турция, Афганистан, Узбекистан, Киргизия). Антииракская акция еще более увеличит их количество. Вот почему складывающаяся военно-политическая обстановка требует реальных мер по укреплению Вооруженных сил России, ее оборонного потенциала. Это будет способствовать сохранению и укреплению суверенитета нашей страны, ее территориальной целостности, а в целом надежно обеспечит национальную безопасность России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1801
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4379
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2398
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2734

Другие новости