0
2436
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

14.12.2007 00:00:00

«Кузнецов» прорывается в мировой океан

Тэги: кузнецов, путин


По распоряжению президента России Владимира Путина в среду 5 декабря в 12.00 в Мировой океан – в северо-восточную часть Атлантики и Средиземное море отправлен отряд кораблей Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером (ТАКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ

О порядке выхода в море многоцелевой авианосной группы Северного флота Верховному главнокомандующему перед объективами телекамер доложил министр обороны России Анатолий Сердюков. Он сказал, что цель похода – обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах Мирового океана и создание условий для безопасного российского судоходства.

В составе корабельной ударной группы кроме «Кузнецова» еще два противолодочных корабля «Адмирал Левченко» и «Адмирал Чабаненко», суда обеспечения «Сергей Осипов» и «Николай Чикер». Балтийский флот выделит два судна обеспечения «Лена» и «Кола». А в Средиземном море к ним присоединится отряд Черноморского флота в составе ракетного крейсера «Москва» и танкера «Иван Бубнов». Всего в походе примут участие четыре боевых корабля и семь вспомогательных судов, а также 47 самолетов, 14 из которых принадлежат стратегической авиации, и 10 вертолетов. Вся эта группировка должна провести три тактических учения с практическими и имитационными стрельбами. В том числе с кораблями иностранных ВМС. Запланированы заходы в 11 портов шести стран. А до 3 февраля 2008 года, когда запланировано возвращение кораблей в родные базы, будет пройдено 12 тыс. миль. Руководит походом вице-адмирал Николай Максимов, который 20 ноября назначен командующим Северным флотом.

Президент Владимир Путин пожелал всем удачи и традиционных «семи футов под килем».

В Главном штабе ВМФ разъяснили, что под словами министра «обеспечение безопасности судоходства» нужно понимать проведение учений по отработке соответствующих действий по защите кораблей и судов обеспечения от нападения террористов. И первые такие учения моряки уже провели в Северной Атлантике.

В них участвовали экипажи «Кузнецова», а также БПК «Левченко» и «Чабаненко», суда обеспечения, а также свыше 10 самолетов стратегической авиации, которые прилетели в океан с аэродромов, расположенных на «большой земле». С борта авианосца поднимались в воздух истребители Су-33 и шутрмовики Су-25, противолодочные вертолеты К-27. Если учесть, что погода в это время моряков не баловала: волнение, как сообщают из Главного штаба ВМФ, достигало пяти баллов, а скорость ветра 13–17 метров в секунду, то надо признать – первое испытание океаном российские моряки выдержали.

Последний раз единственный в России авианосец «Адмирал Кузнецов» ходил в Атлантику и Средиземное море двенадцать лет назад – в 1995 году. И, как утверждают очевидцы, едва вернулся из того похода. У него потекли паровые котлы, обеспечивающие кораблю ход. И долгие-долгие месяцы ТАКР, что называется, не вылезал из завода, проходя там регламентные, ремонтные, модернизационные и прочие работы. Только изредка его выводили на учения в северные моря, но не слишком далеко от берега. И то, что он сейчас пошел в столь дальний и сложный поход, а штормовые условия в Северной Атлантике в декабре очень трудные, должно свидетельствовать как минимум, что он достаточно хорошо подготовлен к такому походу или что у руководства страны есть какие-то очень весомые основания подвергнуть корабль, размещенную на нем боевую авиацию и их экипажи столь серьезному риску.

А если учесть, что на «Кузнецове» нет самолетов дальнего радиолокационного дозора и наблюдения, которые, к примеру, есть почти на всех американских авианосцах (это винтовой Е-2А) и его функции выполняют только вертолеты Ка-27, то надо признать, что сложностей у авианосной группы будет достаточно. В том числе и необходимость реального взаимодействия с кораблями и самолетами стран НАТО, которые, конечно же, не оставят и уже не оставляют без внимания выход российской многоцелевой ударной группы в океан. И будут отслеживать этот поход так же пристально и ревниво, как отслеживают в Атлантике воздушное патрулирование российских стратегических бомбардировщиков. Правда, на помощь «Кузнецову» и его авиагруппе для проведения учений с Большой земли прилетал самолет дальнего радиолокационного дозора и наблюдения А-50. Но это произошло в тех морях, которые сравнительно недалеко от берегов России.

БЕЗ ШАПКОЗАКИДАТЕЛЬСТВА

Бывший командующий Северным флотом (1992–1999 годы) адмирал Олег Ерофеев в беседе с обозревателем «НВО» сказал, что «приветствует этот поход. Очень хорошо, что наши корабли стали выходить в океан». «Но в то же время, – заметил адмирал, – я хотел бы предостеречь его организаторов от шапкозакидательских настроений. Он должен быть очень хорошо организован и обеспечен. Как с материальной стороны, так и с точки зрения профессиональной подготовки людей. Боевая служба преподносит много неожиданностей, и к ним необходимо быть готовым».

Адмирал Ерофеев не назвал нам «цену похода». «Сколько это будет стоить сегодня, сказать невозможно, – заметил он. – Когда я готовил первый поход «Кузнецова», были другие деньги и другие цены на горючее, продовольствие и прочее». Но разговор может идти, согласился бывший командующий СФ, о миллиарде рублей, если не больше.

Порядок этих цифр подтверждают и иностранные источники. Так, по сведениям зарубежной печати, подобный поход американской многоцелевой авианосной группы стоит миллион долларов сутки. Хотя сравнивать затраты невозможно – в наших странах разный уровень цен, «стоимость» воинского труда и различных страховок, медицинского обслуживания и прочего.

А на наш вопрос, за счет каких бюджетных расходов планируются такие учения, в Министерстве обороны, как всегда, отвечают: за счет средств, отпущенных на боевую подготовку. Правда, депутат Государственной Думы прошлого созыва и член комитета по обороне генерал-майор Николай Безбородов заявил нашему парламентскому корреспонденту, что в бюджете на 2007 год поход кораблей Северного флота в Атлантику не значился, денег на него не выделяли. «Решение было принято внезапно, и средства на него отпущены за счет каких-то других учений».

Один из адмиралов, имя которого мы не называем по его просьбе, сказал так: «Если этот поход организован для повышения имиджа отдельных политиков и не обеспечен всем необходимым, как положено, то грош ему цена. На халтуру такую операцию проводить недопустимо. Да и два корабля охранения для авианосца – это блеф. У американцев в многоцелевой авианосной группе (МАГ), как правило, семь-восемь кораблей охранения, включая тяжелые крейсера и атомные подводные лодки. Как стратегические, так и многоцелевые. «Бряцать оружием» в том регионе, где находится 2-й и 6-й американские флоты, насчитывающие до сотни надводных кораблей, несерьезно».

ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ПОД ВОДОЙ

Есть ли в составе российской МАГ атомные подводные лодки, стратегические и многоцелевые, Анатолий Сердюков перед телекамерами президенту не докладывал. Нет таких данных и в сообщениях информационных агентств. Наши официальные источники в военном ведомстве оставили этот вопрос без комментариев. Но специалисты знают, что многоцелевые авианосные группы, как правило, кроме многих других задач, которые они выполняют, служат еще и для прикрытия районов развертывания стратегических подводных лодок с ракетами на борту. Это одна из главнейших задач таких соединений надводных кораблей – «обеспечить боевую устойчивость оперативных соединений ракетных подводных лодок стратегического назначения, группировок надводных кораблей морской ракетоносной авиации в районах боевого предназначения».

И, видимо, нужно предполагать, что вместе с «Кузнецовым» или недалеко от него такие АПЛ находятся. Трудно себе представить, что российские адмиралы не используют такую редкую возможность, как выход в океан отечественного авианосца, чтобы не потренироваться в управлении взаимодействием надводных, подводных кораблей, а также прикрывающих их с воздуха истребителей морской авиации и стратегических бомбардировщиков. Применяя при этом возможности космической разведки, навигации и связи.

Направление в океан такой сравнительно большой для сегодняшнего российского ВМФ группировки кораблей (в ней, кстати, нет ни одного плавсредства, построенного в последние 15–17 лет. – «НВО»), это не только большой риск и ответственность, но и, видимо, серьезный политический пропагандистский ход. Руководство России демонстрирует населению страны и зарубежной общественности не только свой флаг в мировом океане, не только обеспечивает безопасность судоходства (хотя в отличие от проливов Юго-Восточной Азии, в Атлантике таких проблем нет), но и то, что ее ВМФ жив и готов выполнить любые боевые задачи. Кроме того, это сильный пиаровский ход накануне выборов нового президента. Ход единственным и последним авианосцем.


Авианосный флот ВМС США

В настоящее время в составе ВМС США насчитывается 11 действующих ударных авианосцев. Один авианосец – «Джордж Буш» проходит испытания перед принятием на вооружение. Авианосец «Джеральд Форд» находится в стадии изготовления. До 2023 года ВМС планирует закупить еще два авианосца (см. табл. 1). Планами ВМС предполагается к 2020 году иметь 12 боеготовых авианосцев.

Все американские авиаматки (АВМ), за исключением авианосца «Китти Хок», решение о снятии которого с вооружения уже принято Пентагоном, базируются в военно-морских портах США. «Китти Хок» дислоцируется на военно-морской базе США в Японии (Йокосука). Летом 2008 года его место займет авианосец «Джордж Буш».

Авианосцы действуют только в составе авианосных ударных групп (АУГ), которым присваивается название входящих в них АВМ. В составе авианосной ударной группы действует один авианосец, крейсер с управляемым ракетным оружием (УРО), два эскадренных миноносца УРО, фрегат УРО, одна ПЛА и одна учебно-тренировочная станция. Такой состав обеспечивает высокую мобильность группы и эффективность выполнения возлагаемых на нее боевых задач.

Для усиления противолодочной обороны в авианосную ударную группу может включаться авианосная противолодочная ударная группа – тактическая группа надводных кораблей, предназначенная для борьбы с подводными лодками противника. В нее входит противолодочный авианосец, основным предназначением которого является борьба с подводными лодками противника, силами базирующихся на нем противолодочных самолетов и вертолетов и дополнительно 6–8 эсминцев, а также сторожевые корабли. Все это необходимо в первую очередь для защиты авианосца от кораблей и подводных лодок противника, так как он почти не располагает собственным вооружением.

Авианосные ударные группы предназначены для поражения наземных объектов силами авиации, уничтожения кораблей и судов противника в море и на базах, самолетов на аэродромах и в воздухе, для оказания авиационной поддержки сухопутным войскам, обеспечения высадки морских десантов и защиты океанских коммуникаций. Второй причиной использования группы кораблей является возможность расширить сферу деятельности авианосца за счет дополнительного топлива и вооружений, поставляемых кораблями обеспечения.

В соответствии с оперативно-стратегической концепцией боевого применения сил флота (Fleet Response Plan) шесть действующих АУГ ВМС США должны находиться на боевом дежурстве или быть готовы к развертыванию в любое время течение 30 дней после получения соответствующего приказа. Еще два АУГ должны быть готовы к развертыванию в течение 90 дней. ВМС производит регулярную ротацию авианосных групп, дежурство которых обычно продолжается шесть месяцев. АУГ развертываются по запросам боевых командований ВС США в зонах их ответственности.

Состоящие на вооружении и планируемые к постройке авианосцы ВМС США

№ по классификации ВМС США Наименование Год принятия на вооружение Серия/ Водоизмещение,тонн Статус
CV-63 Китти Хок 1965 Головной/>75000 Действующий(планируется к снятию с вооружения в 2008 г.)
CVN-65 Энтерпрайз 1961 Головной/> 75000 Действующий
CVN-68 Нимитц 1975 Головной/> 75000 Действующий
CVN-69 Дуайт Эйзенхауэр 1977 Нимитц/> 75000 Действующий
CVN-70 Карл Винсон 1981 Нимитц/> 75000 Действующий
CVN-71 Теодор Рузвельт 1986 Нимитц/> 75000 Действующий
CVN-72 Абрахам Линкольн 1989 Нимитц/> 75000 Действующий
CVN-73 Джордж Вашингтон 1992 Нимитц/>75000 Действующий
CVN-74 Джон Стеннис 1995 Нимитц/> 75000 Действующий
CVN-75 Гарри Трумэн 1998 Нимитц/> 75000 Действующий
CVN-76 Рональд Рейган 2003 Нимитц/> 75000 Действующий
CVN-77 Джордж Буш 2009 Нимитц/> 75000 Испытания
CVN-78 Джеральд Форд 2015 Головной/> 75000 Строится
CVN-79 Нет 2019 Форд/>75000 Запланирован
CVN-80 Не 2023 Форд/>75000 Запланирован
Схема дислокации авианосных ударных групп ВМС США в Мировов океане.
Подготовлена Владимиром Ивановым

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2269
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5064
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2784
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3214

Другие новости