0
1642
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

21.12.2007 00:00:00

Противоракетный клинч

Тэги: сша, россия, про, европа


Проблема американской стратегической ПРО в Европе может стать разделительной линией между Россией и США, которая вернет нас к временам холодной войны. И эти слова вовсе не журналистское преувеличение. Именно такой вывод можно сделать из заявлений отечественных генералов, которые прозвучали на минувшей неделе.

РАКЕТНАЯ КОНФРОНТАЦИЯ

О внесении изменений в планы оперативных и оперативно-тактических мероприятий на будущий год с учетом новых реалий, которые «нам пытаются создать на западном стратегическом направлении в лице создания третьего района ПРО», говорил вернувшийся в армию начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных сил генерал-лейтенант Владимир Шаманов. Перед этим о новых возможностях Ракетных войск стратегического назначения рассказывал перед телекамерами командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов. Но самые серьезные заявления сделал начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Юрий Балуевский, который провел с заместителем министра иностранных дел России Сергеем Кисляком совместную пресс-конференцию. В первую очередь для зарубежных СМИ. Эта пресс-конференция и слова Балуевского уже вызвали международный скандал. Премьер-министр Польши Дональд Туск назвал выступление генерала «недопустимым».

Но в начале пресс-конференции Сергей Кисляк сообщил, что очередной раунд российско-американских переговоров по проблеме европейской ПРО, что прошел в столице Венгрии, закончился безрезультативно. Можно сказать, полным провалом. Главная причина этого, как выразился глава российской делегации в Будапеште, в том, что США ни под каким предлогом не собираются отказываться от идеи размещения в Чехии и Польше элементов своей стратегической ПРО. Несмотря даже на то, что сами признали, что Иран, против которого она якобы предназначалась, не ведет работ по созданию ядерного оружия. А значит, и не может угрожать ни Соединенным Штатам, ни Европе ядерным ударом. Другие виды оружия массового поражения, химическое или бактериологическое, разместить на межконтинентальных ракетах невозможно. Оно не выдерживает высокой температуры, которая возникает при полете ракеты в заатмосферном пространстве.

Заявление заместителя министра иностранных дел тут же поддержал начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Юрий Балуевский. Он сказал, что его визит в Вашингтон, который произошел в начале декабря, а также переговоры с коллегами из Объединенного комитета начальников штабов и высокопоставленными американскими политиками показали, что «вопрос, мягко говоря, противостояния с Россией, в том числе и прямого, к сожалению, моими партнерами в Пентагоне с повестки дня не снят». Генерал продемонстрировал карту, где изображены возможности США по наращиваю потенциала стратегической ПРО в Европе с радиусом досягаемости ракет.

ДИСПОЗИЦИЯ

Кроме тех десяти противоракет, что американские военные уже официально планируют разместить в Польше на своей базе возле населенного пункта Устка, и РЛС в Чехии под Прагой на полигоне Брды, такие же базы, сказал Балуевский, должны появиться в Норвегии возле города Вардё и в Великобритании у населенного пункта Файлингдейлз-Мур. Дальность действия этих ракет, показал он на схеме, охватывает практически всю европейскую часть России, где, по данным «НВО», размещены части Ракетных войск стратегического назначения. В Козельске Калужской области, в Татищево Саратовской, в Тейково Ивановской, Выползово Тверской, Йошкар-Оле Марий Эл. Всего 245 стратегических ракет мобильных комплексов «Тополь» (РТ-2ПМ или SS-25, по западной классификации), мобильные и шахтные «Тополь-М» (РТ-2ПМ2 или SS-27) и шахтный «Стилет» (УР-100НУТТТХ или SS-19). Почти половина всех наземных ракетных комплексов России.

Генерал Балуевский предупредил, что «позиционный район (ПРО США) в Европе однозначно будет влиять на российский потенциал сдерживания. Военное ведомство России в этом убеждено». «Мы планируем, – сказал он, – в зависимости от развития обстановки принимать адекватные, асимметричные меры, направленные на недопущение снижения наших возможностей по обороне страны».

ЛОЖНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

На прямой вопрос «НВО», какими конкретно могут быть эти меры, генерал Балуевский отвечать не стал. Только заметил, что он не хочет, чтобы ситуация вернулась к временам холодной войны. В то же время пояснил, что пуск противоракет, которые американцы планируют разместить в Европе, может спровоцировать ответный удар межконтинентальных баллистических ракет. «Форма противоракет, их траектория и направление полета, сказал он, схожи с МБР». И ложная квалификация пуска противоракеты, предположим, с территории Польши может спровоцировать ответный удар (именно эти слова и не понравились польскому премьеру. – В.Л.). Система предупреждения о пусках ракет работает в автоматическом режиме без участия человека, сказал Балуевский. И кто возьмет на себя ответственность за автоматическое срабатывание системы, если ракета полетит в сторону России, задал он риторический вопрос. Генерал Балуевский, и в этом его поддержал представитель МИДа, сказал, что американские «компромиссные» предложения по размещению ПРО в Европе, официально направленные в Москву, предназначены только для того, чтобы «продемонстрировать мировому сообществу стремление США решать проблему третьего позиционного района ПРО на основе беспрецедентной транспарентности, а также показать неконституционный (конфликтный) подход к сотрудничеству со стороны России».

На самом деле эти предложения, как и сами переговоры, служат только прикрытием принципиальной позиции Вашингтона разместить свои противоракетные комплексы в Польше, несмотря ни на что – какие бы аргументы против этого не выдвигались и какие предложения по снижению данной угрозы не предлагались бы. Этому, по их словам, кстати, служит и отказ США от тех «революционных» предложений, которые были сделаны устно в Кремле госсекретарем Кондолизой Райс и министром обороны Робертом Гейтсом. Теперь в них нет ничего, чтобы хоть в какой-то мере устраивало Москву. Снят даже ранее озвученный тезис, что «если Иран откажется от реализации ядерной и ракетной программ, то американцы берут на себя обязательство демонтировать район ПРО в Европе», заявили российские представители.

А для того, чтобы журналисты поняли, о чем идет речь, генерал Балуевский раскрыл суть американских предложений. Тех, что они делали устно в ходе встречи в формате «2+2» 12 октября в Москве. И те, которые они затем прислали в письменном виде 21 ноября. В устных предложениях говорилось, что США готовы «не активизировать третий позиционный район (ТПР), пока не будет точных данных о создании баллистических ракет, реально угрожающих Европе». В новых предложениях оно отсутствует. Вашингтонские представители обещали «не загружать перехватчики в шахтно-пусковые установки». Теперь такого предложения нет. Кондолиза Райс и Роберт Гейтс обещали «демонтировать ТПР в случае нейтрализации ракетной угрозы». Сейчас такого обязательства тоже нет. Нет и обещания «совместно с Россией осуществлять мониторинг пусков ракет из региона Ближнего и Среднего Востока» и «совместного решения о способах реагирования на возникшую угрозу».

«Разработка совместных критериев оценки ракетной угрозы» трансформировалась в «возможные некие меры (какие – не разъясняется. – В.Л.) укрепления доверия, которые принимали бы во внимание ход развития угрозы». А «готовность убедить Москву в ненаправленности системы ПРО против России» заменена утверждением, что «развертывание третьего позиционного района в Европе неизбежно и решение будут принимать США самостоятельно». Вместо постоянного присутствия российских специалистов на объектах ПРО США предлагается «возможность посещения объектов ПРО в Чехии и Польше, при условии согласия каждой из этих стран». Но при этом предлагается «разместить американских офицеров на объектах ПРО России».

Естественно, сказал Юрий Балуевский, нас такой подход удовлетворить не может. А это значит, что договориться по ПРО в Европе сторонам так и не удастся. Несмотря на все широковещательные заявления политиков и дипломатов двух стран, а также обещание Варшавы перед принятием решения о размещении противоракетной базы США в Польше провести консультации по этому поводу с Москвой. Теперь, после заявлений наших генералов и дипломатов, сделать это будет много труднее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2190
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4941
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2714
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3123

Другие новости