0
3466
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

30.04.2008 00:00:00

"Белый лебедь" на параде Победы

Тэги: парад, самолет, бомбардировщик


парад, самолет, бомбардировщик Стратегический бомбардировщик проводит дозаправку в воздухе.
Фото из энциклопедии «Оружие России»

Между этими двумя событиями всего 10 дней. На авиабазе в Энгельсе Саратовской области представители Казанского авиастроительного производственного объединения имени Горбунова передадут 37-й армии ВВС России совершенно новый сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160, который на Западе называют Blackjack, а наши летчики – «Белый лебедь». А 9 мая над Красной площадью во время парада Победы точно такой же самолет пролетит над Кремлем в окружении почетного эскорта истребителей.

Ту-160 сегодня регулярно летает на воздушное патрулирование в Северный Ледовитый океан, Атлантический и Тихий, а также в Средиземное и Черное моря. «Тренирует своих пилотов и пилотов стран НАТО», – говорит главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин.

Разработка Ту-160 началась в конце 60-х годов прошлого века в ответ на создание в США стратегического бомбардировщика В-1. Даже внешне они чем-то похожи, что до сих пор остается предметом профессиональных шуток – то ли американцы «содрали» у нас внешние очертания и принцип изменяемой геометрии крыла, то ли мы, как и в случае с атомной бомбой, воспользовались услугами отечественной агентурной разведки. Но специалисты утверждают, что эти совпадения случайны, вызваны похожим развитием конструкторской мысли. А первоначально проект ОКБ Туполева, именно он победил в конкурсе на создание нового стратегического бомбардировщика, напоминал пассажирский самолет Ту-144. Но такая конфигурация не обеспечивала необходимой дальности при полете на дозвуковой скорости. И в 1975 году был разработан новый проект – самолет «70» с изменяемой геометрией крыла.

Главным конструктором был назначен Валентин Близнюк. Двигатели для «тушки» делали на самарском ОКБ имени Николая Кузнецова. Работой руководил лично министр авиационной промышленности Петр Дементьев, а курировал ее от ЦК КПСС всесильный министр Дмитрий Устинов.

Первый полет прототип бомбардировщика Ту-160 совершил 18 декабря 1981 года с аэродрома ЛИИ имени Громова. А 6 октября 1984 года он поднялся в воздух с полным комплектом оборудования. В двух гондолах самолета на многозарядных револьверных катапультных устройствах размещалось 12 дозвуковых крылатых ракет с ядерными боеголовками Х-55. Сейчас они могут быть заменены крылатыми ракетами с «обычным» оснащением. Их индекс Х-555. В бомболюках могут также размещаться и авиабомбы. Самолет может брать на борт свыше 40 тонн боеприпасов. Американский В-1, кстати, только 34 тонны.

Правда, наш Ту-160 в отличие от своего заокеанского «партнера» участия в боевых действиях никогда не принимал и служит до сих пор оружием сдерживания вероятного агрессора, а не системой его устрашения. В чем разница между двумя этими определениями, военные не разъясняют. Но на воздушное патрулирование наши стратегические бомбардировщики, как неоднократно подчеркивал главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин, летают без своих вооружений. Проводят только учебные атаки. В том числе и над авианосцами США, но при этом, как утверждают в российских ВВС, не нарушают никаких международных правил и соглашений о недопустимости опасной деятельности.

Стратегические бомбардировщики Ту-160 наша страна чуть не потеряла. Большинство из них (всего было выпущено 36 самолетов) в конце 80-х годов прошлого века дислоцировалось в Украине, на аэродроме города Прилуки. И после развала Советского Союза 20 машин остались собственностью Киева. По Лиссабонскому соглашению Украине, как, впрочем, Белоруссии и Казахстану, запрещалось иметь ядерное оружие, в том числе и средства его доставки к цели. Киев начал резать эти машины. Только восемь бомбардировщиков после длительных и сложных разговоров в начале этого века удалось вернуть в Россию в счет государственного долга Украины за газ. Но они были в таком состоянии, что их срочно отправили на завод для капитального ремонта и модернизации. Эта работа продолжается и сейчас.

Интересно еще и то, что, хотя Ту-160 поступили в строй ВВС после государственных испытаний еще в 1987 году, официально приняты они на вооружение только спустя почти 20 лет – 30 декабря 2005 года. Почему? Вразумительного объяснения этому «феномену» нет.

Сегодня в боевом строю российских ВВС вместе с новым бомбардировщиком, который передан военным 29 апреля, 16 боевых машин. На них установлено 44 мировых рекорда. По высоте, дальности полета и подъему самого большого груза. Интенсивность полетов Ту-160 в Атлантику и Тихий океан генерал-полковник Александр Зелин обещал довести до 20–30 в месяц. Тренировать молодых летчиков – капитанов и майоров. А в небе над Москвой 9 мая пролетят самые опытные. Кто именно, пока ВВС оставляет в секрете.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
829
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
722
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
841
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
575

Другие новости