0
1691
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

20.06.2008 00:00:00

Контроль возвращается

Тэги: маккейн, разоружение


маккейн, разоружение Джон Маккейн указывает на новые пути контроля над вооружениями.
Фото Reuters

Нынешняя избирательная кампания в США носит крайне острый характер. Центральное место в предвыборных дебатах занимает война в Ираке, хотя в последнее время на первый план выдвинулась угроза экономического кризиса. Поэтому сюрпризом стало выступление кандидата в президенты от Республиканской партии Джона Маккейна 27 мая с программой ядерного разоружения.

КТО АВТОР?

До этого разоруженческую тему затрагивали кандидаты демократов – Хиллари Клинтон, Билл Ричардсон, Джозеф Байден и Барак Обама. Критикуя администрацию Буша, они обещали активизировать американскую политику в сфере контроля над вооружениями и нераспространения. Однако даже Обама пока не изложил детализированную программу по этим вопросам. Заявление Маккейна существенно изменило ситуацию в сфере контроля над вооружениями.

В последние годы в этой области возник тупик. США отказались ратифицировать Договор о всеобщем и полном запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и вышли из Договора по ПРО. Россия объявила мораторий на выполнение ДОВСЕ. Безрезультатными оказались переговоры о продлении СНВ-1. Под вопросом оказалась и судьба РСМД. Таким образом, весь режим контроля над вооружениями оказался на грани полного развала. Возникла реальная угроза неограниченной гонки вооружений.

Хотя в окружении Маккейна есть немало неоконсерваторов, судя по всему текст его выступления был составлен без участия таких ярых противников контроля над вооружениями, как Ричард Перл, Джон Болтон и Боб Джозеф, до недавнего времени определявших политику администрации Буша в этой сфере. По имеющимся сведениям, речь была написана Ричардом Бертом, бывшим главой делегации США на переговорах по СНВ-1, при участии Арнольда Кантора, ближайшего помощника генерала Брента Скаукрофта (бывшего помощника президента по национальной безопасности), и Кеннета Майерса, помощника сенатора Ричарда Лугара.

Заявление Маккейна надо рассматривать в контексте призыва к ядерному разоружению, с которым в начале 2007 года выступили два патриарха Республиканской партии, бывшие государственные секретари Генри Киссинджер и Джордж Шульц, наряду с демократами Биллом Перри (бывший министр обороны) и Сэмом Нанном (бывший председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил).

Конечно, по предвыборным выступлениям кандидата нельзя делать окончательных выводов о том, какую политику он будет проводить в случае своего прихода к власти. Судя по всему, Джон Маккейн стремится продемонстрировать себя опытным политиком, которому не чужды новые веяния. Для победы на выборах ему необходимо завоевать поддержку политического центра, и сенатор-республиканец пытается показать себя прагматиком, который руководствуется не идеологическими догмами неоконсерваторов, а национальными интересами США.

В целом программа Маккейна представляет собой смесь декларативных заявлений, использовавшихся президентом Бушем, и нескольких важных инноваций, демонстрирующих отход от позиций нынешней администрации.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ МАККЕЙН

С одной стороны, речь идет о сокращении американского ядерного арсенала до минимально необходимого уровня, параметры которого не уточняются. При этом Джон Маккейн обещает сохранить «надежное ядерное сдерживание», а также развернуть мощную противоракетную оборону и обеспечивать превосходство обычных вооруженных сил США. Эти заявления показывают преемственность программы сенатора по отношению к позиции Буша.

Но, с другой стороны, республиканский кандидат объявляет о своей «мечте» об освобождении мира от ядерного оружия. Маккейн при этом ссылается на известные декларации Рональда Рейгана и подчеркивает, что ядерное разоружение – это «отдаленная и трудная задача».

Вместе с тем сенатор заявляет, что «его высшим приоритетом является уменьшение угрозы применения ядерного оружия». Хотя эта формулировка не означает обязательства не пускать в ход ядерное оружие первым, она связывается с обещанием осуществить «всеобъемлющий пересмотр всех аспектов нашей ядерной стратегии и политики». Такую постановку вопроса можно истолковать как намерение «поднять порог» применения ядерного оружия и ограничить его возможное использование.

Более того, по словам Маккейна, США должны стать «лидером в сокращении количества ядерных вооружений». Избегая обычной для себя антироссийской риторики, сенатор выдвигает на первое место необходимость переговоров с Москвой, признавая наличие ряда областей, «где мы должны работать в партнерстве с Россией, чтобы усилить защиту от оружия массового поражения». Как такое партнерство может согласовываться с требованием исключить Российскую Федерацию из «большой восьмерки», Маккейн не объяснил.

В отличие от администрации Буша он объявляет о своей готовности «заключить новое соглашение с Россией по сокращению ядерных вооружений» на основе обязательных мер верификации, предусмотренных Договором СНВ-1. Поскольку, согласно этому документу, меры проверки и контроля связаны с правилами засчета количества боеголовок на различных типах носителей, заявление сенатора Маккейна выглядит как согласие включить в американо-российские договоренности и количественные ограничения по ракетам и тяжелым бомбардировщикам. Администрация Буша, как известно, ограничивается только разговором о боеголовках, что создает проблему возвратного потенциала. По этой причине переговоры зашли в тупик. Готов ли Маккейн пересмотреть переговорную позицию США?

Республиканский кандидат также намерен начать переговоры с Россией о сокращении и даже полном уничтожении тактического ядерного оружия в Старом свете. Это может означать отказ США от размещения ядерного оружия на территории европейских союзников по НАТО. Вместе с тем подобная инициатива может иметь целью упредить возможную реакцию Москвы на дальнейшее расширение НАТО и приближение натовской военной инфраструктуры к российским границам. Следует также отметить, что предложение Маккейна не затрагивает ядерного оружия Великобритании и Франции.

Кроме того, Маккейн обещает «серьезно рассмотреть российское предложение о придании глобального характера Договору о РСМД». Как известно, это предложение не вызвало энтузиазма у третьих стран, обладающих ядерными ракетами средней дальности. Означает ли заявление Маккейна его намерение добиваться ликвидации соответствующих средств доставки ядерного оружия Китаем, Индией, Пакистаном, Израилем?

Наконец, республиканский кандидат намерен «работать с Россией, чтобы укрепить доверие к нашей программе противоракетной обороны». Очевидно, это относится прежде всего к планам размещения американской ПРО в Восточной Европе, которые Маккейн до сих пор активно поддерживал. Тот факт, что проблема ПРО упомянута совместно с вопросами сокращения ядерного оружия, свидетельствует о признании взаимосвязи этих тем. Но пока нет оснований для вывода о том, что сенатор готов признать возражения России и пойти на соответствующие уступки. Маккейн упомянул лишь обмен данными и информацией о ракетных запусках.

Помимо переговоров с Россией Маккейн впервые предлагает «начать ядерный диалог с Китаем». Правда, имеется в виду не договор типа СНВ или СНП, а какие-то соглашения, касающиеся «максимально возможной транспарентности и сотрудничества по структуре и доктрине ядерных сил». Очевидно, речь идет о том, что КНР должна информировать США о своих планах наращивания ядерных вооружений. Маккейн также призывает Китай к мораторию на производство дополнительных расщепляющихся материалов.

В то же время он выступает в поддержку американо-индийского ядерного соглашения. Подчеркивая необходимость вовлечения Индии в борьбу с распространением, Маккейн не требует от Дели прекращения производства ядерных материалов.

Республиканский кандидат отходит от позиции Буша по вопросу о разработке новой ядерной боеголовки для поражения углубленных целей («бункер бастер») и заявляет, что «выступает против создания новых ядерных вооружений». При этом оговаривается, что это не касается любого нового ядерного оружия, которое требуется для обеспечения надежности ядерного сдерживания. Очевидно, речь идет о разработке так называемой «надежной замены» (Reliable Replaceble Warhead) боеголовок старого типа.

НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕ

Маккейн также обещает продолжить мораторий на ядерные испытания и начать переговоры о способах верификации испытаний. Это включает «новый взгляд» на ДВЗЯИ, «если удастся преодолеть недостатки, которые мешают ему вступить в силу». Следует напомнить, что в 1999 году сам Маккейн, как и подавляющее большинство республиканцев в Сенате, голосовал против ратификации этого Договора. Похоже, что теперь он поменял свой подход.

Видимо, эта эволюция связана с желанием продемонстрировать поддержку Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в связи с конференцией 2010 года. Маккейн также заявляет о намерении увеличить финансирование программы Нанна-Лугара и МАГАТЭ. Республиканский кандидат обещает укрепить существующие международные договоры и заключить новые для предотвращения распространения. Он считает, что Совет Безопасности ООН должен потребовать предоставления всеми странами «заблаговременной информации о передаче чувствительной ядерной технологии» и разрешить перехват таких поставок, если они нарушают установленную процедуру. Кроме того, члены МАГАТЭ должны применять санкции против государств, объявивших о выходе из ДНЯО.

В то же время Маккейн обещает гарантировать поставки ядерного топлива странам, которые отказываются от обогащения и переработки ядерных материалов, и поддерживает идею создания международных центров по обогащению и хранению. В этой связи он в качестве положительного примера упомянул соответствующее российское предложение.

ОТХОД ОТ ЮНИЛЕТАРИЗМА

В целом программа Маккейна, как и положено предвыборным речам, содержит внушительный набор лозунгов при минимальном количестве деталей. Однако основной смысл выступления сформулирован вполне откровенно: «США не могут остановить распространение ядерного оружия односторонними действиями┘ При всей нашей мощи, способность Америки защитить себя и своих союзников от угрозы ядерной атаки зависит от умения добиваться эффективного международного сотрудничества».

По существу, республиканский кандидат признал провал стратегии, имевшей целью консолидировать однополярный мир во главе с Соединенными Штатами как единственной сверхдержавой. Война в Ираке послужила катализатором перенапряжения сил США и ускорения процессов формирования многополярного мира. Поэтому Маккейн пытается совместить продолжение курса Буша на «войну до победного конца» в Ираке с отказом от юнилетаристских основ его стратегии на международной арене. В условиях, когда Америка безнадежно завязла в Ираке, Вашингтон теряет способность контролировать развитие событий в других районах мира, помешать росту влияния других центров силы.

Предлагаемая Маккейном стратегия предусматривает упор на обеспечение за США роли государства-балансира в многостороннем балансе сил. Это требует, с одной стороны, укрепления американских военно-политических альянсов с Европой и Японией, а с другой – возвращения к такому инструменту регулирования соперничества, как контроль над вооружениями.

В какой-то мере это напоминает начало 1970-х годов, когда после сокрушительного провала во Вьетнаме Никсон и Киссинджер смогли осуществить «организованное отступление», чтобы избежать стратегического поражения США. Именно тогда появился контроль над вооружениями (Договор ПРО и Соглашение ОСВ-1) как средство регулирования соперничества с Советским Союзом. Но в ту же пору оформилась и политическая группировка неоконсерваторов, категорически отвергавших идею мирного сосуществования. Они попытались взять реванш после прихода к власти Рейгана, когда была провозглашена ставка на «возрождение американской мощи» и отказ от контроля над вооружениями. Однако наибольшего успеха неоконсерваторы добились при Буше-младшем, который реализовал призыв к отказу от Договора по ПРО и переходу к односторонним силовым действиям.

Конечно, сегодня ситуация отличается от времен «вьетнамского синдрома». Тогда мир был биполярным, сегодня у США нет равного по силам соперника. Но Вашингтон не может справиться с многополярным хаосом. Гонка вооружений в XXI веке носит не двусторонний, а многосторонний характер. Поэтому и происходит возврат к методам контроля над вооружениями, хотя и с серьезными коррективами. Не случайно Маккейн призвал США «вернуться к новаторскому мышлению, широкому мультилетерализму и решительной дипломатии».

Все это выглядит не слишком конкретно, но, похоже, что возникает перспектива появления ядерного треугольника, где Соединенные Штаты попытаются в какой-то форме поддерживать ядерный баланс не только с Россией, но и Китаем. Однако принцип паритета не распространяется на КНР, с которой Вашингтон не намерен договариваться о взаимных ограничениях. Если учесть ядерную сделку США с Индией, то можно говорить и о появлении четырехугольника.

ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

В то же время контроль над вооружениями, в трактовке Маккейна, ограничивается только ядерными средствами и не предусматривает обязательств по ограничению противоракетной обороны. Поскольку ни Россия, ни Китай не могут симметрично реагировать на угрозу ПРО, у США нет стимулов идти на уступки в этой области.

Отсутствуют в программе Маккейна и какие-либо упоминания о запрете размещения ударных систем в космосе. Показательно, что республиканский кандидат призывает к скорейшему заключению договора о запрещении производства расщепляющихся материалов, хотя Китай уже многие годы блокирует эти переговоры, увязывая их с запрещением милитаризации космоса. Видимо, после испытания китайского и американского противоспутникового оружия перспективы переговоров по этой проблеме не просматриваются.

Таким образом, программа Маккейна предусматривает выборочный контроль над вооружениями. Речь идет о сохранении и даже расширении за счет тактических систем договорного режима американо-российского контроля над ядерными вооружениями с соответствующими мерами проверки. Что касается ПРО, то все сводится лишь к «мерам доверия».

Сепаратные договоренности с Китаем и Индией, которые предлагает Маккейн, не будут носить форму договоров о контроле над вооружениями.

Особо следует отметить меры по укреплению режима нераспространения. Если США действительно ратифицируют ДВЗЯИ и откажутся от производства новых ядерных боеголовок, то это может сыграть положительную роль.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Это свидетельствует о том, что тема контроля над вооружениями, позабытая в последние годы, вновь возвращается в повестку дня. Более того, речь идет не только о дальнейших шагах по сокращению ядерных вооружений, а о такой цели, как полное уничтожение ядерного оружия.

Ранее идея всеобщего и полного уничтожения ядерного оружия рассматривалась как пацифистская и оставалась вне стратегического консенсуса американской политической элиты. При администрации Джорджа Буша-младшего произошел, по существу, отказ от концепции контроля над вооружениями, что было продемонстрировано США при выходе из Договора по ПРО в 2002 году. Теперь же ядерное разоружение вновь провозглашается приоритетом лидерами как Демократической, так и Республиканской партий. Похоже, в США начинает складываться двухпартийный консенсус по этому вопросу. Поскольку кандидат демократов в президенты Барак Обама придерживается более либеральных взглядов, в том числе и по разоруженческим вопросам, предложения Маккейна можно рассматривать как своего рода программу-минимум новой администрации США, кто бы ни победил на выборах в ноябре 2008 года.

Конечно, в американском политическом и военном руководстве остаются влиятельные противники разоружения. Нельзя исключать, что разговоры о разоружении будут использоваться как пропагандистский инструмент, но контроль над ядерными вооружениями, видимо, получит второе дыхание.

Представляется, что режим контроля над ядерными вооружениями в XXI веке, если его удастся создать, будет существенно отличаться от того механизма, который был создан в ХХ веке.

Вероятно, будущая повестка дня будет включать несколько «корзин».

Во-первых, это двусторонние российско-американские договоренности, затрагивающие весь спектр ядерных вооружений (развитие договоров СНВ-1, СНП и РСМД, а также политических обязательств по тактическому ядерному оружию). Естественно, это потребует и каких-то компромиссов по вопросам противоракетной обороны.

Во-вторых, многосторонние договоренности, вовлечение в контроль над вооружениями всех официальных и неофициальных ядерных держав. 7 из 9 членов «ядерного клуба» вообще никогда не были связаны какими-либо обязательствами по сокращению ядерного оружия.

В-третьих, укрепление глобального режима нераспространения, предотвращение появления новых государств – обладателей ядерного оружия в условиях, когда развитие ядерной энергетики приняло массированный и необратимый характер.

Содержание этих «корзин» может существенно различаться в зависимости от целей разоруженческого процесса: закрепление нынешнего статус-кво (две ядерные сверхдержавы, остальные члены «ядерного клуба», неядерные государства) или ликвидация исторически сложившейся иерархии и переход к ситуации, когда действительно ядерное оружие перестает существовать.

Сергей Михайлович Рогов – директор Института США и Канады РАН.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
1106
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
896
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
1440
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
1170

Другие новости