0
514
Газета Печатная версия

19.03.2010

Свой кусочек реальности

Тэги: москва, фотобиеннале


москва, фотобиеннале Петер Линдберг. Из серии "Кино".

Сегодня в Москве официально открывается Фотобиеннале-2010, трехмесячный выставочный марафон, который объединит около 20 московских площадок и более полусотни проектов. Человек XXI века привык фотографировать, удовлетворяя ежеминутное желание присвоить себе часть окружающей реальности. Поэтому любые фотофорумы сегодня очень популярны. Но при всеохватывающем культе любительской фотографии существует небольшой сегмент фотографии профессиональной, которую-то и называют искусством. Об этом искусстве каждый год рассказывает Московский дом фотографии (МДФ): Фотобиеннале, которая проходит раз в два года, чередуется с фестивалем «Мода и стиль в фотографии».

Официально все разнообразие выставок в этом году объединено вокруг трех тем – «Vive la France!», «Ретроспективы» и «Перспективы». Но на самом деле Франция стоит во главе, а всю программу можно смело разделить на французскую и нефранцузскую части. И это совсем не тень политических реверансов в связи с Годом Россия–Франция: французская фотография всегда была чуть ли не любимейшей темой МДФ. Теперь при полной свободе можно было бы найти много оригинальных ходов, но организаторы пошли самым прямым путем: агентство Magnum и ретроспектива Анри Картье-Брессона.


Анри Картье-Брессон. Тоскана. 1933.

И хотя сразу хочется отказаться от надоедливых слов «легенда» и «классик», но историю мировой фотографии невозможно представить без фотоаппарата Лейка, первой луврской фотовыставки и знаменитого «решающего момента», ставшего творческим кредо и названием его первой книги. «Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности», – говорил Картье-Брессон. Это как раз то, что привлекает к его работам абсолютно всех, кто хоть чуточку увлекается фотографией.

Вокруг Картье-Брессона собрано еще несколько проектов. Так, ретроспективу курирует Робер Дельпир, знаменитый издатель, основатель серии Photo Poche – фактически антологии мировой фотографии. Его деятельности посвящен фильм Сары Мун, завсегдатая фестивалей МДФ. А сами фотографии для ретроспективы предоставлены Фондом Картье-Брессона, который возглавляет его вдова Мартина Франк, в свое время влюбившаяся не только в прославленного шестидесятилетнего мэтра, но в саму фотожурналистику. Работы этой одной из немногих женщин в составе Magnum выставлены в том же пространстве, что и знаменитые кадры ее мужа. Не для сравнения, конечно, а скорее для полноты картины. Наконец, тему репортажной съемки, за которую так болел Картье-Брессон, продолжает выставка еще одного классика современной фотографии американца Эллиотта Эрвитта.

Категории «ретроспектива» и «перспектива» одинаково могут быть применены как ко всей биеннале, так и к французской части. В ретроспективный отдел можно отнести и «Сладкие сны памяти», выставку, сформированную на основе архива крупнейшего и влиятельнейшего международного фестиваля Rencontres d`Arles («Встречи в Арле»), который в этом году отмечает свое 40-летие. Кстати, два года назад на этом фестивале был показан еще один проект биеннале, объединяющий Россию и Францию, – «Коммуналки» Франсуазы Югье.


Франсуаза Югье. Из проекта "Коммуналка".
Фото предоставлено МДФ

Французский фотограф с 2001 года наездами посещала Россию и отсняла более 40 петербургских квартир. В противовес этому проекту, отсылающему к работам популярного на Западе Ильи Кабакова, выставлена «Частная луна» Леонида Тишкова, путешествующая по Парижу.
═«Перспективная» часть французской программы включает выставку «Москва–Париж» в ММСИ, которая представит результаты стажировок французских и русских фотографов, организуемых мэрией Москвы и мэрией Парижа. Национальный центр пластических искусств (CNAP) покажет проект «Мозаика», посвященный теме молодежи и подготовленный по заказу Министерства культуры Франции. Наконец, на «Фабрике» пройдет выставка четырех молодых французских фотографов из Шато Д'О, ставших знаменитыми благодаря интернет-порталу flickr.


Фото из проекта "Сладкие сны памяти".
Фото предоставлено МДФ


Нефранцузская часть, впрочем, тоже не разочарует и представит вполне достойную международную подборку. С российской стороны выступят мастер советского фоторепортажа Аркадий Шайхет (будут показаны его работы 1920-х годов), создатель проекта Photographer.ru Андрей Безукладников, Александр Бородулин, фотограф моды, много лет назад уехавший на Запад.

Немецкая фотография предстанет в двух диаметрально противоположных ипостасях. С одной стороны – концептуальная выставка «Индустриальные археологи» Бернда и Хиллы Бехер из коллекции дюссельдорфского Kunst Palast, которые с 1960-х снимали только индустриальные объекты и пейзажи. С другой – модный фотограф Петер Линдберг, который любит совмещать в одном кадре гламурную фотографию и принципы кинематографа, получая таким образом строго выверенную по композиции кадр-картинку. Тему модной фотографии продолжат чех Роберт Вано и итальянец Паоло Роверси, который, кстати, сам приедет в Москву и проведет мастер-класс. А индустриальная тема будет развита в проекте Intercity другого итальянца – Габриэля Базилико.

Фотомузей шведского города Сундсваль покажет выставку, посвященную 50-летнему юбилею творческого коллектива «Десять фотографов», выразившего взгляд целого поколения шведских фотохудожников. Наконец, американский репортер Энтони Сво привезет серию «Потерянный рай. Америка во время кризиса», за один из кадров из которой год назад он получил премию World Press Photo. Но при всем разнообразии стоит признать, что в данном случае это лишь фьюжн-закуска к французской фотокулинарии. Которая доносит до нас кусочек реальности страны, породившей не только главного фотокумира XX века, но и саму фотографию.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Слов много, а дел – никаких

Слов много, а дел – никаких

Владимир Иванов

НАТО якобы хочет других отношений с Россией

0
115
Кремль берет курдов под защиту на своих условиях

Кремль берет курдов под защиту на своих условиях

Александр Шарковский

Москва должна выбрать, что для нее важней – левый берег Евфрата или полоса земли севернее трассы М4

0
1463
Концерт. Ванесса Мэй  в Москве

Концерт. Ванесса Мэй в Москве

0
654
Слон и слепцы

Слон и слепцы

Андрей Щербак-Жуков

85 лет со дня рождения Игоря Можейко, известного как Кир Булычев

0
1545

Другие новости

Загрузка...
24smi.org