0
1917
Газета Интернет-версия

20.05.2011 00:00:00

Опера в шкатулке

Тэги: детский музыкальный театр, премьера, годовщина


детский музыкальный театр, премьера, годовщина Лариса Винжегина и Александр Аксенов в спектакле «Риголетто».
Фото автора

Слышали ли вы, чтобы оперу исполняли в камерном зале, размером чуть больше площадки уличного балаганчика? Наверное, для каждого это немного откровение. Особенно когда кроме законных для жанра страстей спектакль «Риголетто. Сеанс оперы» пленяет голосами артистов театра «Экспромт» – Александра Аксенова, Виталия Маслакова, Натальи Красавиной и Анастасии Премининой. Режиссер спектакля, заслуженная артистка России Наталья Тимофеева, осовременила драму, придумав сюжетный ход, переносящий героев в настоящее время. В салон к медиуму доктору Спара приходит странный человек со шрамом на щеке; погрузив его в транс, доктор понимает, что в прошлой жизни он был Риголетто. В этот момент начинает работать сценография Ивана Миляева, придумавшего, что сквозь время персонажей должно переносить разноцветное мерцающее колесо, крутящееся на заднике сцены. Его прообраз – знаменитое витражное окно-роза на фасаде собора Парижской Богоматери. Под вопли и вздохи химер и фурий дьявольское колесо вращается быстрее, подчеркивая динамику и накал страстей, бушующих на сцене, вплоть до того момента, когда отец обнаруживает в мешке тело возлюбленной дочери.

При упоминании о детском театре на ум в первую очередь приходит Театр имени Натальи Сац. Но оказывается, в Москве уже 20 лет работает Московский детский музыкальный театр «Экспромт» под руководством актрисы, режиссера и педагога Людмилы Ивановой (в прошлом году театр отметил свой юбилей). Трудно найти человека, который не знал бы ее визитной карточки – роли общественно активного бухгалтера Шурочки в фильме «Служебный роман». Когда в 90-е Иванову выбрали депутатом, у нее возникла идея создать детский музыкальный театр, основанный на семейном принципе. Первыми актерами были студенты ГИТИСа, где Иванова преподавала. Имея в активе спектакль «Крошечка-Хаврошечка и волшебная корова», написанный ею в соавторстве с мужем, физиком и поэтом Валерием Миляевым, и композитором Виктором Фридманом, а также «Доходное место» по Островскому, они и образовали «Экспромт». Первым режиссером стала педагог ГИТИСа Жанна Тертерян, художником-постановщиком – сын Ивановой Иван Миляев. Театр работал в маленьком зале на Чистых прудах – «красном уголке», где Иванова принимала население, будучи депутатом. Размер этого зала (всего 77 мест) стал знаковым: именно такая сцена разбивает барьер между актерами и зрителями, рождая у последних ощущение соучастия.

Никого не удивит, что в детских спектаклях задействуют кукол. Именно такой спектакль задумали в «Экспромте» – премьера «Волшебного чая» состоится в июне. «Когда мы готовились к постановке, переработали несколько китайских сказок, – поделился Иван Миляев. – Сначала просто хотели рассказать о Китае, чтобы вместо национализма у детей возникал интерес к этой стране. В процессе мы поняли, что ключевыми образами могут стать волшебный лекарственный чай, а еще дракон как одна из важнейших фигур китайского фольклора». Колорит Поднебесной подчеркнут куклы, которые сделает Тульский кукольный театр. «Идея возникла неслучайно, – замечает Миляев. – Китай – родина теневого и тростевого кукольных театров».

Из китайского реквизита на сцене пока лишь красный столик со столешницей в форме пагоды да плетеные пуфики. Однако благодаря актерам Елене Костиной, Игорю Журавихину, Андрею Богданову, Ирине Шальневой, Виктории Болуковой и мелодиям композитора Елены Фиштик на прогонах материализуется кусочек Китая – с нищими, волшебниками, деревенскими бедняками, рисом, драконами и горами. «Мы обратили внимание, что китайские сюжеты часто завязаны на деньгах, – рассказал Игорь Журавихин. – На этом построен и сюжет «Волшебного чая»: деньги, которые, казалось бы, должны принести благо, становятся наказанием. Думаю, эта тема сегодня как нельзя актуальна для всего мира, утратившего ориентиры на духовность».

«Для меня очень важно, что в этой сказке я впервые играю маму, – замечает Елена Костина. – Это драматичная роль, по сюжету сказки мать теряет своего сына». Елена Костина не только «мама», но и педагог Студии эстетического воспитания детей при МДМТ «Экспромт», где по контрасту с далеким Востоком ставят отечественные «Беду от нежного сердца» Владимира Соллогуба и «Сказ про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» Лермонтова. Воспитанники декламируют стихи Маяковского, Цветаевой, Есенина, Галича, а еще репетируют «Снегурочку» по Островскому, премьера которой состоится в рамках московского театрального фестиваля «На Чистых прудах» среди непрофессиональных детско-юношеских коллективов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1082
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1478
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1114
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
925

Другие новости