0
137
Газета Политика Печатная версия

14.08.2025 20:38:00

Информационные стратегии парламентских партий

Политструктуры решают, какие предвыборные тезисы зацепят целевую аудиторию

Тэги: региональные выборы, агитация, информационные стратегии, партии, новые подходы

Полная online-версия

региональные выборы, агитация, информационные стратегии, партии, новые подходы На выборах межпартийный консенсус аннулируется. Каждая политструктура стремится потеснить в медиа своих конкурентов. Фото с сайта www.территория-смыслов.рф

Агитационный период на региональных выборах заставляет политические фракции искать новые подходы для привлечения внимания и завоевания доверия общества. На выборах в заксобрания в 11 регионах подходы парламентской оппозиции во многом разнятся, поэтому и электоральные позиции у партий от региона к региону разные. Согласно свежему докладу аналитического центра КПРФ «Информационная стратегия думских партий на региональных парламентских выборах: проблемы и успехи», первое место остается за «Единой Россией», второе делят КПРФ и ЛДПР, а третье – «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) и «Новые люди» (НЛ).

Согласно новому аналитическому докладу Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР) совместно с отделом ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний, парламентские партии включаются в региональные парламентские выборы с разной интенсивностью. Аналитики КПРФ выпустили комплексный анализ интегрального рейтинга медиаактивности парламентских партий в 11 выборных регионах за первую декаду, по данным систем «Медиалогия» и «Крибрум. ПРО». Это позволило получить представление по рейтинговым позициям начального этапа агитации.

Обобщение полученных данных позволяет выявить следующие основные тренды. В повестке больше всего присутствуют три парламентские партии: «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. В то же время «Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» заметно отстают и не развернули широкой кампании в борьбе за умы и сердца избирателей, показали пока лишь периферийное присутствие в предвыборной кампании.

В докладе приводится анализ основных месседжей, с которыми партии выходят к избирателям, в первую очередь проанализирована именно агитация через СМИ, также в документе приводятся медийные риски и прогнозы, которые интерпретированы на основе контекста публикаций и общей медийной динамики.

Темы для общения с избирателями партии закономерно выбрали разные.

У «Единой России» основные темы в публикациях СМИ есть как классические для партии власти – гуманитарная помощь жителям Курской области, проверка готовности школ к учебному году, благоустройство дворов, так и явно заимствованные из левой повестки, например поддержка рабочих профессий и премия «Человек труда», развитие сельских территорий через конкурс «Лидеры села». Накопленные медийные у ЕР риски таковы: партия подпадает под огонь критики за использование административного ресурса. Кроме того, единороссы уделяют недостаточное внимание проблемам ЖКХ.

У КПРФ основные темы две – политическая, где раскручивается сам факт участия в выборах и регистрация кандидатов, а также классическая левая – социальные проблемы, включая низкие доходы населения. Накопленные медийные риски чисто информационные: низкая активность партии в медиаполе и отсутствие ярких инициатив у кандидатов.

У ЛДПР основные темы делятся на два сегмента: работа с новыми поколениями и работа с героями СВО. В первом – доступный детский отдых и инициативы для молодежи, во втором – участие в программе «Пера. Путь героя» для ветеранов СВО, где их учат искусству управления и работе в органах власти. Накопленные медийные риски – это ограниченное присутствие в федеральных СМИ. И классические (еще со времен Владимира Жириновского) обвинения партии в популизме.

У СРЗП основные темы классические для партии, какими они были лет 10–15 назад (до эсэровского ультрапатриотического угара): рост тарифов на ЖКХ и защита прав граждан, а также критика социально-экономической политики властей. Накопленные медийные риски: низкая узнаваемость среди избирателей и слабое медийное покрытие.

У НЛ основные темы: участие в выборах и самовыдвиженцы, а также молодежная политика. Накопленные медийные риски: отсутствие значимых инициатив и в принципе недостаток ярких проектов, и, конечно же, минимальное присутствие в медиапространстве.

По мнению аналитиков, ЕР сохраняет лидерство, в то время как оппозиционные партии борются за внимание избирателей через критику власти, но пока не могут сформулировать эффективные агитационные тезисы. В то же время выявлены зоны роста для оппозиции. Несмотря на то что сейчас идет конкуренция за второе место между КПРФ и ЛДПР, именно КПРФ может стать главным бенефициаром цифровой трансформации, как партия с протестным реноме, если пересмотрит работу с соцсетями.

Интересно и то, что постепенно соцсети становятся главным полем битвы. По некоторым прогнозам, если в нынешнем году 60% медиавоздействия на избирателя пока обеспечивают СМИ, то к 2026 году баланс может сместиться к «50 на 50».

Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Первая половина августа – это только начало агитационного периода, поэтому партии еще могут скорректировать свою агитационную кампанию, однако просматриваются тенденции, на каких темах и за счет чего партии строят свою избирательную кампанию».

Аналитик отметил, что у каждой партии просматривается единый месседж по всем регионам. Например, для ЕР – это «разрезание красных ленточек», то есть торжественное открытие социальных объектов инфраструктуры: детские и спортивные площадки, школы, больницы, социальные центры и т.д. «Зачастую это играет с партией власти злую шутку: бывает, люди и местные СМИ припоминают партии власти, что она обещала в прошлом и не сделала», – отметил Обухов. КПРФ отрабатывает протестную повестку, для каждого региона свою. ЛДПР пытается раскрутиться на популизме. СРЗП пытается копировать повестку коммунистов, но упор делает на социально-экономические проблемы. НЛ – эксплуатируют молодежную тематику. По его словам, конечно, вся думская оппозиция испытывает трудности с продвижением своей повестки в медийном поле, но у СРЗП и НЛ – дела особенно плохи. Как итог, на первый план выходит борьба в тройке: ЕР, КПРФ, ЛДПР. А эсэры и НЛ пока в отстающих.

Также проанализирована раскрученность партий по регионам.

Не стало неожиданностью, у партии власти – «безусловная гегемония» в медиа, то есть первое место по цитируемости в 11 регионах из 11-ти. Ключевые механизмы, позволившие добиться такого результата – координация традиционных СМИ и соцсетей губернаторов из ЕР. При этом сверхдоминирование повестки ЕР – в семи регионах: Республика Коми, Воронежская, Калужская, Костромская, Магаданская, Рязанская области и ЯНАО. Еще в трех регионах – частичная доминанта. И единственный вызов для партии власти – Курганская область, где ЛДПР и КПРФ близки к лидерству.

КПРФ сохраняет статус-кво как лидера оппозиции, но с диспропорциями. Партия Геннадия Зюганова уверенно удерживает второе место в пяти регионах: в Новосибирской, Калужской, Рязанской областях, Республике Коми и ЯНАО. Но при этом всплыли зоны «явной медийной слабости»: последнее, 5-е место – в Белгородской и Челябинской областях.

ЛДПР совершила «цифровой прорыв через скандалы». Партия Леонида Слуцкого опередила КПРФ по вторым местам в семи регионах: Белгородской, Воронежской, Костромской, Курганской, Магаданской, Челябинской областях. Тактика успеха, судя по началу агитации, у партии такая: «гиперлокальный популизм», то есть популярная тема в регионе. Например, тема субсидий в Кургане повысила цитируемость в соцсетях. Виртуальные кампании (тоже интернет-агитация) дали результат и в Рязанской области. При этом очевидных зон уязвимости две: 4-е место в Калуге и Новосибирске из-за слабой работы с экоповесткой.

СРЗП оказалась на 4-м месте по присутствию в повестке. Исключение в двух регионах: это 2–3-е место в Калуге, где партия сделала ставку на скандал с ценами на продукты. А провал, 5-е место, в Костромской области.

Еще хуже ситуация у НЛ. Но при этом явный провал в Новосибирской области, где сделана главная ставка в кампании (5-е место) и полное информационное молчание в Магаданской области. Хотя есть и локальные успехи – 3-е место в Белгороде и Челябинске.

В докладе приходят к выводу, что партия власти доминирует в СМИ, причем в позитивной повестке, фокусируясь на достижениях и проектах. КПРФ удерживает позиции второго игрока в медиаполе в ряде регионов, особенно там, где обострены социально-экономические проблемы. Ее преимущество – протестная риторика и темы социальной справедливости. ЛДПР демонстрирует способность к локальным прорывам за счет резонансных, часто популистских тем и скандальных информационных поводов, что приносит краткосрочный эффект, но сопровождается высоким уровнем негатива. При этом ЛДПР опережает КПРФ по активности в соцсетях. Информационная стратегия СРЗП зависит от социальных скандалов и критики тарифов, показывая рост в отдельных точках, но страдает от крайне низкой узнаваемости и слабого охвата. «Новые люди» сохраняют маргинальное положение в традиционных СМИ, не формируя устойчивой позитивной повестки и оставаясь на периферии информационного поля. При этом есть точечные локальные прорывы в социальных медиа. А единичные случаи тотального превосходства по охвату (даже над ЕР) – это отдельный кейс, требующий изучения и оценки.

Интересно также и то, что партиям даны конкретные рекомендации, например для ЕР – это усиление мониторинга социальной напряженности в протестных регионах. Для КПРФ капитализировать успехи и поддержку в промышленных регионах, тиражирование новосибирской информационной модели «экология плюс уличный протест» на Центральную Россию и Урал. Также отражать протестную уличную активность (пикеты) в интернете. Для ЛДПР важно заняться нейтрализацией имиджа «партии громких заявлений» через реализацию одной-двух локальных инициатив в каждом регионе. Для эсэров – вернуться к социалке. Для НЛ – активнее работать с ядерным электоратом партии. Общее для СРЗП и НЛ – создавать «окна возможностей» через резонансные инфоповоды.



Читайте также


КПРФ возвращает себе статус второй парламентской партии

КПРФ возвращает себе статус второй парламентской партии

Дарья Гармоненко

Социологи фиксируют сокращение разрыва в пользу коммунистов

0
1704
Эсэры потребуют реальной оплаты за реальный труд

Эсэры потребуют реальной оплаты за реальный труд

Дарья Гармоненко

Партия Сергея Миронова настаивает на справедливой награде для рабочих и людей старшего возраста

0
1458
Левые рискуют потерять власть в Боливии

Левые рискуют потерять власть в Боливии

Сергей Никитин

Победа правых сил на выборах в южноамериканской стране грозит привести к пересмотру контрактов с РФ по добыче лития

0
1788
Кандидаты с регистрацией выходят к избирателям

Кандидаты с регистрацией выходят к избирателям

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Регионы стремятся к высокому уровню партийного представительства

0
1938

Другие новости