0
1384
Газета Кино Печатная версия

18.02.2013

Кино с окраин вышло на передовую

Тэги: берлин, кинофестиваль


берлин, кинофестиваль Румыны празднуют победу.
Кадр из фильма Келина Петера Нетцера «Поза ребенка»

В субботу вечером члены жюри основного конкурса 63-го Берлинского кинофестиваля обнародовали свои предпочтения. По главным позициям решения судей оказались на редкость адекватными. Команда под председательством знаменитого режиссера Вонга Кар-Вая не повелась на предложенные отборщиками провокации, а отметила действительно достойные картины.

Первые два приза – Гран-при «Золотой Медведь» и приз жюри в виде медведя серебряного – можно было бы поменять местами. Картины румына Келина Петера Нетцера «Поза ребенка» (признанная лучшей) и «Эпизод из жизни сборщика железа» боснийца Даниса Тановича (получившая второго по значимости «Медведя») сделаны на одном хорошем уровне. Обе они вроде бы социальные драмы, но в то же время пронзительные семейные истории. В частном случае отражается какая-то общая назревшая беда – такова схема двух главных картин 63-го Берлинале.

В «Позе ребенка» успешная, волевая женщина осознает, что контакт со взрослым сыном, ее единственным чадом, потерян (а может, его и не было никогда) и никакие деньги, достигнутые возможности не могут дать ей главного. Пока завоевывала положение в жизни, упустила домашний фронт. А сын вырос у такой мамы не слишком мужественным. И в отношениях со своими женщинами он боится ответственности, предпочитает идти в фарватере. Обратная сторона эмансипации – появление таких вот мужчин, которым удобно существовать в позе ребенка (некоторые критики даже переводят название фильма Нетцера как «Поза эмбриона»).

Фильм серебряного призера Тановича, наоборот, о том, как семья преодолевает беду именно благодаря патриархальной сплоченности, любви друг к другу. Но победа жизни над смертью в данном случае возможна только благодаря обману, подлогу – таковы обстоятельства жизни в нынешней Боснии. Плюс к «Серебряному медведю» жюри наградило призом за лучшую мужскую роль Назифа Мужича – простого жителя цыганской деревни, сыгравшего в фильме Тановича самого себя.

Приз за режиссуру – у американца Дэвида Гордона Грина, представившего в конкурсе Берлинале фильм «Повелитель лавин» – любопытную и мастеровитую психологическую трагикомедию. Она построена на растянутом во времени диалоге двух очень разных мужчин, вынужденных провести несколько дней практически вдвоем. Жизненные философии ленивого раздолбая и занудного трудоголика входят в неизбежный конфликт, но за неимением других собеседников эти люди-антиподы должны находить общий язык. Иногда кажущийся досадным случай учит терпению и пониманию другого человека – таков остроумный и неглупый месседж Грина.

Воспитание терпения – в центре композиции еще одного премированного фильма. «Серебряным медведем» отметили работу совсем молодого оператора Азиза Жамбакиева в дебютном фильме совсем молодого режиссера Эмира Байгазина «Уроки гармонии». Жамбакиев и Байгазин недавно окончили Казахскую академию искусств и сделали полнометражную картину в копродукции с Германией. В ней рассказана история школьника-аутсайдера, который методично вырабатывает железный характер и железную хватку. Сами же юные авторы картины отлично усвоили уроки старших товарищей, режиссеров знаменитой «казахской новой волны» – в их фильме есть непременный визуальный набор всего того, чего ждут от фильма из Центральной Азии: бараны, глинобитные дувалы, малоподвижные скуластые лица, горные и степные пейзажи. Набор этот вновь сработал, потрафил эстетическому чувству членов жюри.

Те, кто выбирал обладателя приза «Тедди» (таковой каждый год присуждается фильму, в котором так или иначе затрагивается тема нетрадиционной сексуальной ориентации), наградили картину польского режиссера Малгожаты Шумовской «Именем...» про католического священника-гомосексуалиста. Забавно, что интонация Шумовской – явно осуждающая разврат в стане служителей. А тедди-судьям ее герой понравился, они поддержали его своим призом.

Если вернуться к призовому раскладу главного конкурса, то вот что еще стоит отметить. В победителях – истории из Румынии и Боснии, аскетичные, снятые на очень скромные деньги. Жизнь на бедных окраинах Евросоюза тяжелая, но именно там периодически появляются фильмы талантливые, яркие, смелые – трогающие, остающиеся в памяти. Без призов же остались новые работы «тяжеловесов» европейского, американского кино – Ульриха Зайдля, Стивена Содерберга, Брюно Дюмона. И кстати, никак не отмечен российский конкурсный фильм «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова. Как и можно было предположить, эта история оказалась неконвертируемой. Что, впрочем, ничуть не умаляет ее значимости для нашего зрителя.

Берлин–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Почему польские солдаты не стреляли  в немцев

Почему польские солдаты не стреляли в немцев

Ирек Сабитов

Боевое крещение Войска польского – героизм и предательство

0
29124
На фестивале "Движение" победила "Сулейман гора"

На фестивале "Движение" победила "Сулейман гора"

Наталия Григорьева

Гран-при омского смотра получила картина Елизаветы Стишовой

0
3165
На фестивале "Движение" позвонили Ди Каприо

На фестивале "Движение" позвонили Ди Каприо

Наталия Григорьева

В Омске закончились показы конкурсных программ 6-го кинофорума дебютов

0
3326
Уже не мальчик, но все еще хороший

Уже не мальчик, но все еще хороший

Наталия Григорьева

В Ялте показали фильм, в котором Семен Трескунов превращается в Евгения Цыганова

0
3607

Другие новости

Загрузка...
24smi.org