0
4464
Газета Экономика Интернет-версия

03.05.2024 19:22:00

Авторынок вырос за год, но упал за месяц

Китай осложняет жизнь российских производителей грузовиков

Тэги: авторынок, автотехника, продажи, цены, автокредиты


авторынок, автотехника, продажи, цены, автокредиты Китайские автомобили широко представлены в российских автосалонах. Фото Reuters

Продажи легковых машин в РФ в апреле 2024 года сократились по сравнению с предыдущим месяцем почти на 7%. Правда, по отношению к прошлому году российский рынок легковых автомобилей показал солидный рост. Продажи новых легковых машин за первые четыре месяца 2024 года выросли на 71% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Одновременно обновляет рекорды и ввоз автомобилей по параллельному импорту.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в апреле 2024 года выросли в годовом выражении почти в 1,8 раза (на 76,4%), почти до 148 тыс. штук. По сравнению с мартом текущего года авторынок замедлился за счет сокращения продаж легковых автомобилей почти на 7%, сообщил Минпромторг со ссылкой на данные «Паспорта промышленного консалтинга» – совместного предприятия «Автостата» и оператора «Электронный паспорт».

Совокупные продажи новой автотехники всех типов в РФ за четыре месяца 2024 года выросли на 71% и составили 553 тыс. штук. В частности, рынок легковых автомобилей и LCV с начала года показал рост на 81,3%, до 505 тыс. штук.

Продажи автотехники всех типов в РФ в прошлом месяце увеличились на 66% по отношению к апрелю 2023 года. Помимо легковых автомобилей и LCV в этот показатель также входят грузовики и автобусы. Грузовиков за апрель реализовано 111 тыс., автобусов – 2,2 тыс.

Лидером российского легкового авторынка по итогам января–апреля 2024 года оставалась Lada Granta, продажи которой составили 59 171 шт. В пятерку наиболее популярных моделей также вошли автовазовские Lada Vesta (37 060 шт.) и Lada Niva (17 632 шт.). На третьем и пятом месте по популярности соответственно были локально выпускаемые в РФ модели Haval Jolion (21 885 шт.) китайского происхождения и китайские Geely Monjaro (16 751 шт.).

В LCV-сегменте лидерами по объему продаж с начала года остались машины Горьковского автозавода (продано 19 077 шт.) и Ульяновского автозавода (7553 шт.).

На российском рынке тяжелых грузовиков (HCV) увеличивается доля китайской продукции, которая вытесняет марки МАЗ и КАМАЗ. На долю китайцев в прошлом году приходилось 66% рынка тяжелых грузовиков, сообщает агентство «Автостат». При этом российские и белорусские предприятия сохраняют за собой около 72% среднетоннажных грузовиков. Доля китайских производителей на этом сегменте составляет 21%.

Продажи ввезенных в РФ по параллельному импорту автомобилей в марте обновили рекорд. По данным исследования банка «Открытие» и компании «Автомаркетолог», около 15% реализации машин в марте 2024 года приходилось на автомобили, которые были ввезены по параллельным каналам импорта.

Предыдущий рекорд был поставлен в феврале, когда было зарегистрировано 105,7 тыс. новых транспортных средств, из них 16% – ввезенные по параллельным каналам машины.

«У продавцов было несколько месяцев до вступления в силу новых правил, регламентирующих такой ввоз, чтобы максимально насытить рынок «параллельными» машинами. Кроме этого, показатели параллельного импорта логично выросли в абсолютных значениях на фоне заметного роста общих объемов продаж на рынке», – объяснил гендиректор компании «Автомаркетолог» Олег Мосеев. По его словам, в ближайшие месяцы ожидается снижение регистраций транспортных средств, ввозимых по параллельному импорту.

В марте лидерами в структуре параллельного импорта среди марок удержали китайские Li Xiang и Geely. На эти марки пришлось 15% и 11% от всего объема зарегистрированных «параллельных» транспортных средств. На третьем месте с долей в 10% расположилась японская Toyota. Четвертое и пятое место досталось корейским Hyundai (8%) и Kia (7%). «В первый весенний месяц года 37% машин в рамках параллельного импорта пришлось на китайские бренды. На втором месте японские (23%), на третьем – немецкие марки (16%)», – добавили эксперты.

В ближайшее время рост авторынка в РФ может замедлиться из-за ужесточения правил выдачи автокредитов, с помощью которых приобретается в РФ около 70% автомобилей.

Примерно 70% новых автомобилей в России в 2024 году могут быть проданы в кредит, а доля кредитных сделок в текущем году вырастет на 8 процентных пунктов (п.п.), до 24%, прогнозируют в Банке ВТБ. Драйверами для поддержки автокредитования  выступят господдержка и совместные программы банков и автопроизводителей. Рост произойдет и на фоне увеличения ассортимента машин, который стимулирует заемщиков возвращаться к ранее отложенным сделкам. На рынке авто с пробегом, по оценке ВТБ, доля кредитных продаж за год возрастет примерно на 3 п.п., до 13%. Такой рост обеспечит увеличение числа банковских программ для покупки подержанных машин, а также количества дилеров, реализующих авто с пробегом.

В первые месяцы 2024 года число получателей автокредитов выросло в 4,4 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом суммарный объем выданных автокредитов в 2024 году увеличился в 4,8 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года.

На фоне роста цен на автомобили продолжает увеличиваться и средняя сумма одного автокредита. По итогам марта 2024 года на первичном рынке она составила 1,4 млн руб. (+ 5,2% к результату февраля), а на рынке авто с пробегом средний размер автокредита  достиг 1,55 млн руб., увеличившись за месяц на 7%, подсчитали в ВТБ.

Руководство ЦБ отреагировало на рост автокредитования планами его сдерживания.

Центробанк повышает с 1 июля 2024 года надбавки к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам и устанавливает надбавки по автокредитам. Мера направлена на ограничение долговой нагрузки граждан, а также на повышение устойчивости банков в случае роста потерь по потребительским кредитам.

Автокредитование растет высокими темпами, отмечают чиновники ЦБ. Рост задолженности по автокредитам составил к началу апреля 2024 года 53% по отношению к тому же периоду прошлого года. Более 60% новых автокредитов было выдано банками в первом квартале 2024 года заемщикам с показателем долговой нагрузки более 50% (то есть более 50% своих доходов эти заемщики тратят на обслуживание уже взятых кредитов).

Вводимые Центробанком надбавки позволят к концу 2024 года сформировать буфер капитала в размере около 3% портфеля по автокредитам. Увеличение надбавок будет способствовать снижению доли рискованных кредитов и повышению устойчивости банков в случае роста потерь по таким кредитам, обещают чиновники ЦБ.


Читайте также


Нефтяные доходы растут при сокращении объемов добычи

Нефтяные доходы растут при сокращении объемов добычи

Михаил Сергеев

Минэнерго обещает создать альтернативные ценовые индикаторы для энергоносителей

0
2952
Белорусы стали меньше экономить на еде и развлечениях

Белорусы стали меньше экономить на еде и развлечениях

Дмитрий Тараторин

Экономика республики демонстрирует рост, но кадров не хватает

0
2849
Авторынку предстоит газовать на месте

Авторынку предстоит газовать на месте

Анастасия Башкатова

Все сложнее соотнести семейный бюджет с покупкой машины

0
2944
Нефтяные цены опустились до уровня консервативных прогнозов

Нефтяные цены опустились до уровня консервативных прогнозов

Михаил Сергеев

Американских магнатов подозревают в сговоре со странами ОПЕК

0
2365

Другие новости