Самое занимательное в этом «Дворце» – персонажи и сыгравшие их актеры. Кадр из фильма
Режиссера Романа Полански, давно погрязшего в обвинениях в сексуализированном насилии, но, по сути, так и не «отмененного», привечает и Венецианский кинофестиваль, где в рамках внеконкурсной программы состоялась премьера его нового фильма, и российский прокат. Последнее, впрочем, обусловлено еще и тем, что одну из ролей в картине «Дворец» сыграл Александр Петров – и его образ полубандита-полуолигарха идеально вписывается в антураж сатирического фарса Полански.
Шикарный отель под названием «Дворец» в Швейцарских Альпах готовится к Новому году. Вот-вот наступит 2000-й, и среди персонала царят апокалиптические настроения кануна миллениума. Управляющий Хансуэлли (Оливер Мазуччи) запрещает подчиненным обсуждать эту тему с гостями, которые постепенно заполняют номера. Все как на подбор очень богатые и старые: ушлый делец Билл Краш (Микки Рурк), популярный порноактер Бонго (Лука Барбарески), знаменитый пластический хирург доктор Лима (Жоакин де Алмейда), маркиза (Фанни Ардан) и отмечающий годовщину свадьбы со своей юной супругой Магнолией (Бронвин Джеймс) миллиардер Артур (Джон Клиз). Сразу несколько люксов занимают молодой – чуть ли не единственный на всю гостиницу – российский богач (Александр Петров) и его свита из амбалов и красоток. Первым делом они требуют от администрации предоставить им самый надежный сейф для хранения ценного, упакованного в несколько брендированных чемоданов груза.
Русских зловещие слухи вокруг наступления нового тысячелетия волнуют меньше остальных, однако именно они, первые и единственные, действительно наблюдают своего рода конец света, когда, разместившись в номерах и разлив шампанское, смотрят по телевизору прощальное обращение к нации Бориса Ельцина. Соседи по «Дворцу» тем временем переживают, казалось бы, куда более мелкие в масштабе истории, но все же трагедии – собака маркизы, возможно, заразила хозяйку глистами, а к Крашу наведывается сын из чешской глубинки (Дэнни Экснар), которого он знать не знает. По коридорам бегает пингвин, а вокруг доктора Лимы кружит стайка престарелых кокеток с перекроенными им лицами, от которых хирург отшатывается в ужасе. Проблем доктору и так хватает, он превращается в этакого врача на борту самолета, от которого все требуют помощи – от собаки до получившего сноубордом по носу порноактера.
Фильм Полански – сборник зарисовок про молодящихся стариков и старух – в большей степени треш и фарс, чем комедия и сатира. Мысль про то, что миллионы на счету не гарантируют ни вечную жизнь, ни даже красоту, а возраст не равен мудрости и порядочности, была бы слишком проста и скучна, не будь она вписана в столь откровенно утрированные и до комичности гипертрофированные декорации и образы. Впрочем, цельной картины и внятного месседжа не выходит, и фильм до самого конца так и остается разбитым на отдельные истории.
Самое занимательное в этом «Дворце» – персонажи и сыгравшие их актеры. От Микки Рурка в желтом автозагаре, похожего на еще одну жертву доктора Лимы, и Джона Клиза, который непревзойденно играет своего деда как живым, так и мертвым, до маркизы Фанни Ардан в кудрях, пеньюаре и прекрасной во всех смыслах форме, которая картинно падает в обморок при виде собачьих фекалий на кровати, кормит пса черной икрой и соблазняет сантехника. Русская делегация в мехах в пол сюда вписывается как влитая – весь китч «Дворца» будто взят из российских нулевых, и то, что сегодня выглядит дурновкусием, когда-то было элитным. Совсем как режиссура Романа Полански.