0
17835
Газета Кино Печатная версия

26.11.2023 19:05:00

Алексей Серебряков расследует подростковые смерти

Новый российский фильм основан на истории "Синего кита"

Тэги: кинопремьера, белый список, психологическая драма, алиса хазанова, роман волобуев, кинокритика


кинопремьера, белый список, психологическая драма, алиса хазанова, роман волобуев, кинокритика «Белый список» больше всего напоминает тревожные западные триллеры. Кадр из фильма

В прокат выходит «Белый список», вторая режиссерская работа Алисы Хазановой – психологическая драма, с элементами детектива и триллера, сценарий которой Хазанова писала совместно с Романом Волобуевым. Сюжет отчасти вдохновлен резонансной историей из недалекого прошлого, связанной с подростковыми суицидами и так называемыми группами смерти в социальных сетях – она становится своего рода фоном для рассказа о судьбах нескольких героев и поводом для размышления и рассуждения о ситуации в обществе в целом.

Опытный оперативник Коротков (Алексей Серебряков) с молодым коллегой Лазаревым (Владимир Аверьянов) приезжают из столицы в подмосковный Подольск разбираться в случившемся несколько месяцев назад самоубийстве школьницы. Девочка прыгнула с крыши многоэтажки, и случай этот так и остался бы локальной трагедией, если бы не наделавшая шуму по всей стране газетная статья про якобы доводящие подростков до самоубийства группы в социальных сетях – автор говорит о более чем сотне жертв анонимных администраторов-кураторов, и это не остается без внимания следственных органов, тут же разворачивающих бурную деятельность. Прибыв на место, напарники начинают допрос родителей и свидетелей, одноклассников и знакомых, погружаются в теории и версии, в итоге даже ловят одного подозреваемого. Дело кажется закрытым, но история не заканчивается – она будет тянуться еще несколько лет, не отпуская героев и меняя их судьбы.

Детективная интрига в «Белом списке» – конечно, обманка, несмотря на наличие всех сопутствующих жанру элементов и деталей, вплоть до появления в кадре реального преступника, в каком-то смысле даже маньяка. Но поиски виновных, которые для молодого Лазарева становятся сверхидеей, сводящей его с ума, на самом деле лишь оттеняют общую атмосферу безысходного, вязкого ужаса, непобедимого и неостановимого. Родителям, как и оперативникам, хочется поймать и наказать, но порой причины находятся в другой плоскости – той, где нужно признать то ли собственное бессилие, то ли собственную неправоту.

Авторы и сами не дают каких-то четких ответов и не называют однозначных виновных, разветвляя действие и растягивая его на несколько лет, в течение которых боль от смерти не становится меньше. Для всех, вплоть до «залетных» Короткова и Лазарева, дело становится по-разному личным: первый неожиданно привязывается к юному коллеге, а тот, в свою очередь, увязает в подольских самоубийствах – за первым тут последует и второе – и в теориях о группах смерти, «синих китах» и «белых списках». В стране же тем временем, как гласят титры со статистикой в финале, после пресловутой статьи разворачивается масштабная кампания по борьбе с пропагандой суицидов в соцсетях. Именно борьба, зачастую бессмысленная, суетливая, показная, подменяющая собой куда более созидательное и, возможно, эффективное понятие профилактики. Как показывает наглядный пример из фильма, запрет на пользование интернетом и смартфоном никого не сможет сберечь. Смогли бы разговор, участие, доверие – неизвестно, но разве кто-то пробует, если все зло в Сети.

«Белый список» больше всего напоминает тревожные западные триллеры вроде «маньячных» фильмов Финчера или первого сезона «Настоящего детектива», где любой саспенс скорее атмосферный, чем фактический. Мнимое благополучие – тут нет откровенно маргинальных семей и персонажей – и не самый депрессивный регион, а за всем этим таится тот же необъяснимый хтонический ужас подросткового одиночества, взрослого вынужденного, но порой смертельного равнодушия, или же, напротив, одержимости – идеей или попытками ее обрести и доказать. Судьбы отдельных людей, героев фильма, хорошо проецируются на общую картину по стране. В итоге остаются лишь сухие и бескомпромиссные цифры статистики. Да и они уже не публикуются – все то, что здесь когда-то было повесткой, однажды станет историей. 


Читайте также


Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Наталия Григорьева

Документальный фильм рассказывает детективную историю Павла Филонова

0
2007
Роман Маякин получает "Право на лево"

Роман Маякин получает "Право на лево"

Наталия Григорьева

Герои комедии пытаются удержаться от измен

0
2937
"Пришелец" Максим Стоянов находит путь на родную планету

"Пришелец" Максим Стоянов находит путь на родную планету

Наталия Григорьева

Режиссер Иван Соснин смешивает научную фантастику с социальной драмой

0
5513
Африканка и китаец влюбляются за чашкой "Черного чая"

Африканка и китаец влюбляются за чашкой "Черного чая"

Наталия Григорьева

Фильм из конкурса Берлинского фестиваля рассказывает историю мультикультурных отношений

0
7533

Другие новости