0
931
Газета СНГ Интернет-версия

31.01.2003 00:00:00

В Каспийском море становится тесно

Тэги: каспий, нефть, лукойл


Российская компания "ЛУКОЙЛ" с прошлой недели начала налаживать танкерные перевозки нефти по Каспию из портов Астрахань и Волгоград в Иран. Иран закупает нефть для нефтеперерабатывающих заводов, расположенных на севере страны и удаленных от материковых источников углеводородов. В 2003 г. "ЛУКОЙЛ" планирует поставить в Иран 1 млн. тонн сырой нефти и намерен подписать с этим государством долгосрочное соглашение для последующих поставок.

Для каспийских перевозчиков нефти акция "ЛУКОЙЛа" стала сенсацией. До этого российская нефть в Иран вообще не поставлялась. Совершенно очевидно, что новый конкурент может наладить транзит своей нефти в неограниченном количестве.

Между тем на основных маршрутах - Актау-Баку-Батуми (Поти) и Актау-Туркменбаши-Махачкала - курсирует слишком много танкеров, для которых трейдеры с трудом находят сырье для перевозки. Главным условием конкуренции часто выступают не объемы транзитной нефти, а необходимость сохранения качества перевозимой продукции, в частности нефтепродуктов. Для удовлетворения этих требований перевозчики осваивают суперсовременный вид танкерной перевозки: суда разделены на секции, позволяющие, не смешивая, перевозить одновременно несколько сортов нефти и нефтепродуктов. Каспийское морское пароходство ("Каспар"), являющееся монополистом танкерного флота на Каспии, заказало на российской судоверфи "Красное Сормово" строительство 4 танкеров новейшей модификации водоизмещением 8-12 тыс. тонн каждый. Такой танкер, в частности, построили для Туркмении турецкие судостроители. Заказал их для собственных нужд и Казахстан.

Между тем "танкерную революцию" на Каспии обещает произвести международная компания "Алегтранс" (штаб-квартира которой находится в Лондоне), сообщившая о начале реализации проекта стоимостью в 100 млн. долл. по перевозке нефти и нефтепродуктов с восточного на западное побережье Каспия с помощью крупнотоннажных танкеров.

"Алегтранс" намерен завладеть каспийским рынком танкерных перевозок и вытеснить неконкурентоспособных партнеров. Однако, по экспертной оценке Всемирного банка, компания может здорово просчитаться. Дело в том, что каждая прикаспийская страна занята сейчас созданием собственного танкерного флота. К тому же намерения "Алегтранса" противоречат интересам крупных трубопроводных коммуникаций. При этом новые маршруты - Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан и иранский (если будет построен) трубопровод - сохранят качество добываемой в регионе нефти.

То, что происходит с нефтеналивными судами на Каспии, свидетельствует о разобщенности трейдеров и жесткой конкуренции частных перевозчиков. Если в 2002 г. в порт Махачкалы удалось доставить со всего Каспийского региона около 2 млн. тонн нефти, то на такое же количество уменьшился объем перевалки нефти через Бакинский порт. Продавцы с опаской поглядывают на каждый новый танкер, появившийся на рейде.

Баку


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Мерц пообещал вернуть Берлину ключевую роль в Европе

Мерц пообещал вернуть Берлину ключевую роль в Европе

Олег Никифоров

Первое программное выступление канцлера вызвало бурные дебаты

0
416
Первые с 2022 года прямые российско-украинские переговоры все-таки состоялись

Первые с 2022 года прямые российско-украинские переговоры все-таки состоялись

Геннадий Петров

США по-прежнему продолжат играть роль посредника между Москвой и Киевом

0
820
Проблема "двойной защиты" так и не решена

Проблема "двойной защиты" так и не решена

Екатерина Трифонова

Адвокаты по назначению просят руководителей корпорации войти в их положение

0
529
Беженцам посулили бесплатную юрпомощь

Беженцам посулили бесплатную юрпомощь

Иван Родин

"Единая Россия" законодательно подтверждает низкую эффективность госаппарата

0
441

Другие новости