Фото сайта belsat.eu
В отношении Белоруссии уже введено пять пакетов санкций, однако сколько-нибудь заметного влияния на экономику они пока не оказали. В Литве теперь заговорили о том, что запрет на транспортировку по территории страны белорусского калия можно обойти. Европа тем временем угрожает ввести шестой пакет.
Шестой пакет санкций в отношении белорусских властей может быть введен весной. Об этом в четверг сообщил в своем аккаунте в Twitter брюссельский журналист Рикард Йозвяк. По его словам, на данный момент работа над шестым пакетом проходит в рабочих группах.
Напомним, что европейские страны ввели уже пять пакетов санкций против властей Белоруссии. Последний из них – в начале декабря. Первые два касались только физических лиц, которым запрещался въезд в ЕС и активы которых могли быть заморожены. Такого рода санкции вводятся не в первый раз и не оказывают серьезного влияния на белорусских чиновников, которые и так никуда не выезжают. В трех последующих пакетах уже появились компании, имеющие стратегическое значение для финансирования режима, и даже санкции в отношении отдельных секторов экономики – нефтепереработки и калийной отрасли. В пятом пакете, который вводился в начале декабря из-за миграционного кризиса, присутствовало более 20 компаний, причем не только тех, которые имели отношение к доставке нелегалов к границе с ЕС. В ответ Белоруссия ограничила импорт из западных стран некоторых некритических видов товаров.
Белорусские чиновники неоднозначно высказываются о введении санкций – они то говорят о коварстве Запада, который желает ухудшить жизнь «простых белорусов», то о том, что ущерб удастся компенсировать и их никто не ощутит. Экономическая статистика пока тоже влияния санкций не демонстрирует. Хотя выводы на этот счет могут быть только самые общие, так как власти закрыли данные по торговле позициями, попавшими под санкции. В то же время ВВП страны пока в плюсе – за 11 месяцев он вырос на 2,3%.
Санкции пока не сказались еще и потому, что изначально был задуман отложенный эффект. Предусматривается, что действующие контракты должны быть закончены, также есть серьезные изъятия из санкционных условий. Например, санкции охватывают только 20% видов калийной продукции, которую экспортирует «Беларуськалий».
Надежды оппоненты власти возлагали больше на американские санкции, которые также затрагивают ключевые сектора – нефтяной и калийный – и не только не предусматривают изъятий, но и могут иметь вторичный эффект: касаться не белорусских или американских компаний, а третьих лиц, сотрудничающих с Белоруссией.
Именно американские санкции могли сделать невозможным транзит белорусского калия, о чем шла речь в начале недели (см. «НГ» от 11.01.22). О разрыве контракта с «Беларуськалием» c 1 апреля заявил его норвежский партнер – компания Yara, о планах прекратить транзит белорусских удобрений с 1 февраля объявила компания «Литовские железные дороги».
Однако, как стало известно в четверг (об этом сообщили «Литовские железные дороги»), транзит калия может продолжиться, если контракт будет заключен не с подсанкционным «Беларуськалием», а с каким-то другим предприятием. Главное условие, чтобы в контрактах не фигурировали предприятия, попавшие под санкции. Это значит, что Белоруссия и в этот раз сможет обойти санкции. «Анализ показывает, что другие компании еще могут претендовать на перевозку удобрений, поэтому ближайшие месяцы будут наиболее важными для принятия государством соответствующих решений», – говорится в сообщении компании.
Ранее уже сообщалось, что Эстония нарастила закупки белорусских нефтепродуктов (по отдельным видам в 30 раз). Местные СМИ написали, что власти страны помогают Минску обходить санкции, на что правительство заявило, что все четко проверило и продукция, которая поступает в Эстонию, под санкции не попадает. В том числе из-за того, что перевозят ее не белорусские компании.
Объясняя отсутствие эффекта от санкций, эксперты отмечают такой фактор, как сопротивление бизнеса в тех странах, правительства которых ратуют за санкции. Например, тем же «Литовским железным дорогам» грозит банкротство в случае, если они перестанут перевозить белорусские удобрения. Компании, теряющие прибыль, заинтересованы в том, чтобы вместе с белорусскими коллегами найти пути обхода санкций. «Любые санкции – это игра вдолгую», – отмечал в беседе с «НГ» политолог Валерий Карбалевич. Их главная задача – вынудить того, кто под них попадает, изменить свою политику. В этом смысле гораздо важнее сама угроза ограничений. Сопротивление бизнеса эксперты также считают логичным. «Санкции – явление обоюдоострое», – говорят по этому поводу аналитики. Поэтому вводятся они осторожно, начинают действовать не сразу, содержат массу возможностей для обхода и могут распространяться как круги по воде, проявляясь совсем не в тех местах, куда их направляли.
Например, воспользоваться санкциями в отношении Белоруссии могут российские компании. Еще год назад, когда впервые заговорили о закрытии транзита белорусского калия через Литву, власти заявляли, что намерены переориентироваться на поставки через Россию. Нужно только потратить время и деньги на создание технических возможностей. Однако ясности по этому вопросу со временем не прибавилось.
Более того, в четверг пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, общаясь с журналистами, не стал отвечать на вопрос, будет ли Россия помогать Белоруссии с экспортом калия, если Литва все-таки закроет его транзит по своей территории. «Причина в том, что калий – чувствительная субстанция», – пояснил он. Интересно, что в четверг тема калия обсуждалась и на уровне президента России Владимира Путина. Он встречался с гендиректором российского производителя – компании «Уралхим» Дмитрием Мазепиным. Ранее эксперты не исключали возможного объединения российских и белорусских калийщиков.
Минск
комментарии(0)