0
1442

04.03.2010

Учителя против "Новой школы"

Наталья Савицкая
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Наталья Савицкая - обозреватель "НГ".

Тэги: школа, учитель


Чем усерднее власть на местах рапортует о безграничной поддержке действий правительства, тем критичнее настроено к преобразованиям учительское сообщество. Учителя не стесняются давать нелестные комментарии на учительских сайтах (pedsovet.org, завучИнфо и др.). Педагоги предлагают собрать съезд учителей, готовят письмо президенту страны. Не заметить всего этого невозможно.

Сейчас идет сбор подписей под письмом, где критикуются положения образовательной национальной инициативы «Наша новая школа». В чем заключены основные претензии педагогов? Учителям не понятен статус этого документа. «Если это политическое послание, аналогичное Вашему письму «Россия, вперед!», то почему под него планируется выделение бюджетных средств (15 млрд. руб.)?» – недоумевают они.

Кроме того, педагогов удивляют и сами положения инициативы. Например, об образовательных стандартах. «В новых стандартах нет ничего, чем должен руководствоваться руководитель образовательного учреждения или управления образованием региона при организации образовательного процесса. Есть только общие слова, и весьма расплывчатые, в отношении границ определения», – указывается в письме. Содержательная часть стандартов фактически передана на откуп в регионы, что вызывает не только удивление, но и оправданное опасение.

По мнению учителей, «Наша новая школа» нацелена исключительно лишь на «талантливую» часть учеников. На нее будут ориентированы основные траты государственного бюджета. Так видят второй пункт инициативы написавшие письмо.

Пункт третий стратегии образования России, относящийся к созданию инфраструктуры «новых школ», по мнению педагогов, ничего не говорит о том, сколько таких школ будет в России и какое число учеников сможет там учиться. Авторы письма уверены, что это опять же путь выделения элитных школ не для всех.

В предлагаемом стратегическом плане развития образования за отраслью образования закрепляется статус «услуги», а за участниками образовательного процесса – роли заказчиков, менеджеров и исполнителей. И это тоже вызывает недовольство учителей. «Роль школьного учителя сводится к функции «вдалбливателя стандартных знаний», – сетуют учителя, – роль директора школы – к роли менеджера предприятия, нацеленного на извлечение прибыли любыми способами».

Вот далеко не полный список учительских претензий. По мнению многих аналитиков, суть усилий власти – заставить работать школу по рыночным механизмам, а учителя же из-за ограниченности информации не видят (не хотят видеть) картину целиком, поэтому судят обо всем неверно┘

Между тем до 13 марта принимаются поправки в законопроект, который уже принят в первом чтении Госдумой РФ. Речь идет о нескольких моментах, заложенных в последней образовательной инициативе «Наша новая школа».

Проект должен радикальным образом изменить правовое положение бюджетных учреждений. С 1 января 2011 года все организации бюджетной сферы в стране, включая школы и вузы, возможно, получат новые возможности, утратив при этом субсидиарную ответственность государства за свою деятельность.

Согласно нормам законопроекта, все школьные учреждения вскоре будут переведены со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения госзадания по принципу «деньги следуют за учеником». Им будет предоставлено право заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений. То есть учреждения образования всех уровней окончательно становятся субъектами рынка. В случае если они прогорят, их имущество может пойти с молотка. С точки зрения экономистов, все выглядит правильно и логично.

«Школы во всех российских регионах к концу 2012 года должны перейти на нормативно-подушевое финансирование, а зарплата учителей должна рассчитываться в соответствии с новыми системами оплаты труда», – заявил на днях министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По его мнению, норматив должен устанавливаться не только для учреждения, но и для каждого конкретного ребенка с учетом его особых потребностей. Средства должны доходить до школ в полном объеме, практика перераспределения средств между сильными и слабыми школами должна быть ликвидирована. Успешный переход на нормативно-подушевое финансирование невозможен без полноценной финансово-хозяйственной самостоятельности школ. При этом министерство еще и на федеральном уровне отменило все типовые штатные расписания для школ.

Кроме того, зарплата педагога зависит теперь от количества учеников в классе. С учетом демографического спада это решение очень «своевременное» – 25 учеников в классе регионы набирают сегодня редко. А если соберут в одном месте, в другом школ может стать существенно меньше. Причем собрать учеников в одном месте становится труднее. Потому что теперь каждая школа учит по-своему. Перевод из одной школы в другую становится затруднительным. Учить новичков все сложнее. А зарплата учителя зависит еще и от показателей успеваемости. В общем, учителя на форумах недоумевают, откуда так много рапортов местных властей о повышении зарплаты учителей. «Может, президента сознательно водят в заблуждение?» – недоумевают они.

Одним словом, простой учитель в самое ближайшее время будет поставлен в еще более жесткие рыночные условия, к которым ни он сам, ни школа, ни директора школ не готовы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Революции рождаются в школе

Революции рождаются в школе

Михаил Лазарев

0
1004
Школьникам должно быть немножко страшно

Школьникам должно быть немножко страшно

Антон Зверев

Чиновники срочно восстанавливают нарушенный баланс кнута и пряника

0
1814
По Аллее писательской славы

По Аллее писательской славы

Олег Лапшин

Безумие повседневности в разных его проявлениях

0
1485
Школа в больнице: как Москва подала регионам пример обучения детей

Школа в больнице: как Москва подала регионам пример обучения детей

Галина Грачева

Академик Евгений Ямбург рассказал о том, зачем в онкологической клинике пациентам нужны уроки

0
1474

Другие новости

Загрузка...
24smi.org