0
4038
Газета Дипкурьер Интернет-версия

04.02.2013 00:00:00

Русские сани на американских горках

Тэги: россия, сша, сотрудничество, конфликты


россия, сша, сотрудничество, конфликты Впервые совместные учения провели десантники России и США.
Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

На протяжении минувшего года российско-американские отношения развивались под воздействием двух противоположных тенденций. В экспертных комментариях продолжала звучать обсуждавшаяся с середины 2011 года тематика кризиса «перезагрузки». Однако на официальном уровне Кремль и Белый дом продолжали отрицать наличие кризиса. Всплески конфронтации вокруг ПРО, Сирии, прав человека списывались на предвыборную риторику, связанную с президентскими выборами в России и США.

В сфере реальных дел Россия и США добились при этом немалых позитивных результатов. Стороны выполняют договор СНВ-3. Продолжается сотрудничество России и НАТО в рамках антитеррористической операции в Афганистане. Вступило в силу «Соглашение 123» о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии. Отменена поправка Джексона–Вэника 1974 года, мешавшая обеим сторонам ввести режим взаимного благоприятствования в торговле.

И все же кризис налицо. Окончание выборного цикла в России и США не снизило накал конфронтационной риторики. Кремль и Белый дом не спешат восстановить конструктивный диалог образца 2009–2010 годов. В российско-американских отношениях продолжают накапливаться долгосрочные негативные тенденции.

Политические трудности

Нынешний кризис двусторонних отношений имеет объективные причины. За минувшие три года руководство России и США осознало, что «перезагрузка» имеет естественные ограничения. Российская сторона в обозримой перспективе не готова отказаться от ракетно-ядерного паритета с Вашингтоном. Американская не готова ограничить развертывание системы ПРО и признать преобладающие интересы Москвы на постсоветском пространстве. Осознание этого факта само по себе породило «кризис завышенных ожиданий». Минувший год добавил к этому новые проблемы.

Во-первых, происходит девальвация стратегического диалога. Ключевой проблемой стала неудача переговоров по проблеме «ЕвроПРО». В мае 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев предложил руководству НАТО подписать документ, гарантирующий, что американские перехватчики в Европе не будут установлены напротив России. Зимой 2012 года Белый дом, однако, отказался от российского проекта. 7 марта 2012 года госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что у России нет права вето на размещение систем ПРО в Европе. В ответ 4 мая 2012 года начальник Генштаба России генерал армии Николай Макаров указал, что в случае военно-политического кризиса Москва допускает возможность нанесения упреждающего удара по инфраструктуре «ЕвроПРО». Визит президента РФ Владимира Путина на саммит НАТО в Чикаго 19 мая 2012 года не состоялся.

Неудача переговоров по ПРО стала тревожным симптомом. Проблемы контроля над вооружениями составляют 80% всей повестки российско-американских отношений. С начала 1970-х годов Москва и Вашингтон с трудом, но все-таки находили решение разоруженческих проблем – от ликвидации ракет средней и меньшей дальности до согласования условий выхода США из Договора по ПРО 1972 года. Теперь Кремль и Белый дом после пятилетнего переговорного процесса остались без результата. Под угрозой оказывается судьба договоров РСМД (1987), ДВЗЯИ (1996) и СНВ-3 (2010). Какой станет повестка российско-американских отношений, если Москва и Вашингтон заморозят переговоры по стратегическим вооружениям?

Во-вторых, Россия подтвердила свое неприятие стратегии американского лидерства. Наиболее полно это выразилось в ходе дипломатического конфликта вокруг Сирии. Дело не в том, что Россия и КНР стремятся любой ценой сохранить режим Башара Асада, как это часто представляют в американских и западноевропейских СМИ. Проблема глубже. После 1991 года Соединенные Штаты последовательно утверждали в международном праве серию прецедентов по принудительной смене политических режимов и последующего осуждения враждебных США лидеров международными трибуналами. Российская сторона видит в этом опасную тенденцию. Американцы, в свою очередь, воспринимают действия Кремля как препятствие для запланированной ими реформы международного права.

Конфликт обострился после принятия «Закона Магнитского» и ответного «закона Димы Яковлева». Болезненно негативная реакция американской общественности вызвана не только тем, что Москва отказала американцам в праве усыновлять российских детей. (Помимо России в мире есть еще более 180 государств). Другое дело, что российская сторона ввела санкции против США в ответ на аналогичные действия Вашингтона. Американцы полагают, что право «наказывать» другие страны – прерогатива глобального лидера, то есть США. Россия, напротив, показала, что не признает за Соединенными Штатами подобных эксклюзивных прав


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
1125
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
1248
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
1311
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
2431

Другие новости