0
4372
Газета Культура Интернет-версия

01.10.2015 00:01:00

Молодежный театр открыл юбилейный сезон "Северной Одиссеей"

Тэги: молодежный театр, премьера, мюзикл, северная одиссея, екатерина гранитова, росита рауд, петр налич


молодежный театр, премьера, мюзикл, северная одиссея, екатерина гранитова, росита рауд, петр налич Дикая русская тайга... Фото с официального сайта РАМТ

«Молодежно» – это первое слово, которое хочется «по-стариковски» сказать после спектакля.  «Северная одиссея» режиссера Екатерины Гранитовой получилась «киношной» – с яркой энергетикой экшена, мелодраматической lovestory, мафиозными разборками и  музыкальным драйвом. Спектакль, а на самом деле самый что ни на есть мюзикл, определили масштабная и зрелищная декорация литовской художницы Роситы Рауд, стилистически безупречная живая музыка Петра Налича и остроумно поставленные танцевально-пластические этюды Альбертса  Альбертса, одного из основателей известной contemporary dance company «По В.С. танцы».

В последнее время киносценарии на театральной сцене – это заново открытая жила. Тот же РАМТ в прошлом сезоне выпустил «Нюрнберг» по киносценарию Эбби Манна, а в Гоголь-центре еще недавно была запущена серия спектаклей по мотивам зарубежных киносценариев. Именно с фильмом и появляется первая ассоциация к «Северной Одиссее». Вышедшая в нынешнем году «Территория» о геологах-золотоискателях, покорителях Сибири 60-х годов, уже ностальгически всколыхнула тему романтической свободы (советского) человека на наших необъятных окраинах. 

«Окраиной» назывался фильм, снятый  по собственному сценарию Петром Луциком после смерти Алексея Саморядова (вместе они писали сценарии с характерными названиями, экранизирующими эпоху  переходного времени конца 80-х – начала 90-х годов: «Лимита», «Дети чугунных богов», «Дикое поле» и др.). «Северная одиссея», которая так и осталась нереализованной в кинематографе, продолжает  авторскую линию русского мифа о человеке с загадочной северной земли. К сожалению, в спектакле эта мифология уменьшилась до размера комических стереотипов иностранцев о России.  Именно такие шутки (о том, что лучше представиться немцем или шведом, чем русским, что русский любой кока-коле предпочтет стакан водки) поднялись на поверхность. 

На сцене высится белоснежный пластинчатый айсберг, собранный в духе конструктивизма и напоминающий то ли скелет кита, выброшенный волнами Северного Ледовитого океана (тут уже в голову лезет «Левиафан» Звягинцева), то ли турбины вертолета, на котором сибирские контрабандисты по сюжету перелетят с Аляски, куда попадут по русскому головотяпству, в Калифорнию. 

Петр Луцик и Алексей Саморядов написали киносценарий в жанре истерн о «покорителях» Сибири, везущих во времена сухого закона спирт через тайгу, чтобы обменять его на золото Чукотки. Вербализованный театральными средствами киносюжет эпического размаха отсылает к довольно конкретному историческому времени. 1989 год. Восточная Сибирь. «Смутное воровское время». А дальше –  приключения русских в Америке. «Водка, матрешка, Горбачев», – на ломаном русском повторяет героиня Рамили Искандер впечатлительная американка Нэнси. Два акта – два образа. Мир дикой русской тайги с варварскими обычаями,  сиюминутными законами самопровозглашенной власти (лихие 90-е) – и сытая, благополучная  Америка.  Американские девушки, которыми пленились русские полярники, как еще Ильф и Петров  в «Одноэтажной Америке» описывали: «Хорошие, трудолюбивые, замороченные сумасшедшим американским счастьем». 

Стоит выделить особенно удавшуюся актерскую работу: Дениса Баландина в архетипичном образе русского юродивого Игоряши Банникова, Александра Гришина  в роли Митрофана Романовича Сковородникова, пограничника – хранителя «сибирских руд», этакого Емельяна Пугачева с царскими замашками – то шубу подарит с барского плеча, то повесить велит. Просвещающего мужиков-разбойников из своей шайки то «Лебединым озером» на пленочной кассете, то появившимися с первыми глотками перестроечной свободы запретными кадрами порнофильма. 

Но один нерв в спектакле задет действительно больно: как-то особенно драматически звучат сегодня идеалы перестройки, когда после падения железного занавеса казалось, что можно жить всем миром. Правда, вот лубочный образ дружбы народов на сцене вышел слащавым. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ядерное оружие сдерживает воинственность Индии и Пакистана

Ядерное оружие сдерживает воинственность Индии и Пакистана

Владимир Скосырев

Дели применил российские С-400 для отражения атак Исламабада

0
1511
Кто такой папа Римский Лев XIV

Кто такой папа Римский Лев XIV

Станислав Минин

Роберт Прево – первый понтифик из США в истории, но с Белым домом он не связан

0
3614
Алессандро Кадарио: «Продолжаю воспринимать Россию через музыку»

Алессандро Кадарио: «Продолжаю воспринимать Россию через музыку»

Георгий Ковалевский

Итальянский дирижер - о любви к России и русской музыке

0
1137
Региональная политика 5-8 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 5-8 мая в зеркале Telegram

0
243

Другие новости