Радослава Сикорского вновь назначил министром иностранных дел премьер Дональд Туск. Фото Reuters
Давая подробные характеристики министрам своего кабинета с трибуны Сейма (нижней палаты парламента), новоиспеченный премьер-министр Дональд Туск отметил, что Радослав Сикорский, который будет министром иностранных дел, в этом не нуждается. «Я не буду излагать его биографию, потому что наверняка пристыдил бы здесь нескольких активных героев в последний день революции», – только и сказал глава правительства, которому через пару часов депутаты вынесли вотум доверия.
За плечами известного независимостью суждений 60-летнего политика, журналиста и политолога Сикорского, в третий раз возглавившего польскую дипломатию, такой бурный бэкграунд с невероятными жизненными поворотами и коллизиями, что его с лихвой хватило бы на несколько содержательных биографий и захватывающий сериал.
После сближения с «Солидарностью» и руководства забастовочным комитетом в лицее он эмигрировал в Великобританию, где получил статус политического беженца. Окончил Оксфордский университет, где изучал философию, политические науки и экономику.
Свою карьеру он начал во второй половине 1980-х военкором английской печати в Афганистане и Анголе, стал лауреатом первой премии World Press Photo за репортерские снимки. По возвращении в Польшу первое время выступает как эксперт по международным отношениям, ведет телепрограммы (получил престижную телевизионную награду Wiktor как «самый популярный политик 2007 года»), пишет книги. Затем на его счету ряд высоких государственных должностей: замминистра иностранных дел, министр обороны, сенатор, маршал (спикер) Сейма. В 2007–2014 годах – в двух правительствах Туска самый «долгоиграющий» глава МИД, куда возвращается с кресла депутата Европарламента IX созыва. Его карьера приостановилась лишь на какой-то момент, когда в 2001 году Влодзимеж Чимошевич заблокировал его кандидатуру посла в Брюсселе.
Нынешнее пришествие Сикорского в руководство МИД очень напоминает первое. Он был министром обороны в правительстве «Закона и справедливости» (ЗиС) Ярослава Качиньского, с которым, как и с его братом-близнецом Лехом – тогдашним президентом, разошелся во взглядах. В предвыборную кампанию 2007 года кандидату в министры иностранных дел от крупнейшей оппозиционной партии «Гражданская платформа» (ГК), лидером которой был Туск, пришлось выдержать лавину компромата от политиков ЗиС, замешанного больше на выдуманных эпизодах его пребывания за рубежом.
Интересно, что за Сикорским шла тотальная слежка в 1992–1993 годах, когда он был вице-министром обороны и проходил в спецслужбах под именем Скворец. Ему готовили обвинение в сотрудничестве с британской разведкой, отслеживая его встречи с иностранцами и посещение диппредставительств. Сам Сикорский и рассекретил касающиеся его документы военной контрразведки.
Однако верх взяли позитивные мнения. «Вызывает уважение, потому что защищает принципы, национальные интересы и честь Польши в отношениях с иностранными партнерами», – отзывался в Gazeta Wyborcza экс-глава польской дипломатии Адам Даниэль Ротфельд, называя Сикорского зрелым и опытным политиком. Эксперты шли дальше, утверждая, что Сикорский со своей энергией и политическим талантом хорошо вписывается в перспективы извлечения польской внешней политики из застоя и маразма, в которые был погружен МИД под руководством любимицы президента Анны Фотыги.
После конфликтного разлада с ЗиС Сикорский настолько укоренился в правительстве Туска и в ГП, что в течение нескольких лет был зампредседателя партии. За ним еще долго тянулся шлейф от братьев Качиньских, которые сначала считали его человеком Лондона и Вашингтона, а потом агентом Москвы. Его некоторые высказывания закрепили за ним молву как о пророссийском политике, хотя это далеко не так. Тем не менее временами он это как бы и подтверждал. В 2009-м он заявил, что хотел бы видеть Россию членом НАТО, а через год напомнил о своем мнении, выступив за то, чтобы Москву не исключали из процесса расширения альянса. При долгих переговорах с США о размещении элементов противоракетной обороны на территории Польши Сикорский также высказывался о контактах на этот счет с Россией. Он многократно встречался с Сергеем Лавровым. Регулярность российско-польского общения пришлась на годы правительства Туска, когда главой польского МИД был Сикорский. Именно Сикорский и Лавров подписали в Варшаве в 2013 году Программу-2020 в российско-польских отношениях, которая не по вине Москвы рассыпалась как карточный домик.
Еженедельник Przegląd делает свой вывод: «Польша за время Сикорского не освободилась от идентификатора государства бескритично проамериканского, играющего роль троянского коня США в Европе и главного европейского русофоба».
Еще будучи министром обороны, он считал, что слишком быстрая замена подготовленных в Москве кадров будет вредна для армии. Получив рычаги управления в штабе дипломатии, Сикорский также поставил на прагматизм. На фоне обвинений по поводу чрезмерных иллюзий по отношению к России Сикорский эту критику усилил. На несколько ключевых должностей, среди которых директор восточного департамента и глава секретариата министра, он назначил выпускников МГИМО.
Проведя кадровую реформу в центральном аппарате, Сикорский стал наводить порядок в зарубежных представительствах. Речь шла о сокращении количества посольств и об уменьшении состава дипломатов. Наибольшие сокращения выпали на Москву, где находилось тогда самое многочисленное польское посольство: 150 дипломатов и десятки технического персонала.
Сикорский вошел в историю как один из посредников вместе с коллегами из ФРГ и Франции переговоров между украинской властью и оппозицией в феврале 2014 года. Его подпись стоит под соглашением об урегулировании политического кризиса в Украине. Однако вместо урегулирования произошел госпереворот. И глава польской дипломатии оказался не гарантом, а свидетелем.
Говоря о своих достоинствах и недостатках, Сикорский соглашается, что его иногда заносит. После сравнения договора о строительстве Северо-Европейского газопровода с «новым пактом Молотова-Риббентропа» ему все чаще стали советовать «прикусить язык». Однако его «взрывной характер», по определению Туска, часто выдают эмоции, которые он не в силах сдержать. Как реакция на взрывы газопровода «Северный поток». «Мелочь, а приятно. Спасибо, США», – написал он в соцсетях под снимком с места диверсии. Позже в одном из интервью добавил: «Я боролся с Nord Stream 20 лет, поэтому очень обрадовался, когда его повредили».
Громкий скандал разразился, когда СМИ распространили сказанное ничуть не сомневавшимся Сикорским в эфире радио Zet, что правящая партия ЗиС в первые дни СВО колебалась и думала о возможности раздела Украины. Сам Сикорский в польском еженедельнике Polityka объяснял так: «Foreign Policy признал меня одним из 100 глобальных интеллектуалов «за то, что я говорю правду, даже когда это недипломатично», но иногда это делается за свой счет. Прошу запомнить, что я ничего не говорил о разделе Украины. Это журналист провоцировал меня… У меня иссяк рефлекс, и я воспользовался священным правом политика уклониться от каверзного вопроса и напомнил об оглушительном затишье ЗиС на заре войны».
Сикорский считает, что членство Украины в ЕС лежит в стратегическом интересе Польши. Даже прокладывает европейскую ось по маршруту Париж–Берлин–Варшава и дальше в перспективе – Киев. «Тогда мы бы стали членом безопасного центра, а не фронтовой страной», – констатирует он. В минувшую пятницу в ходе первого зарубежного визита в Киев Сикорский заявил, что «к концу десятилетия Украина в своих нетронутых границах должна войти в Европейский союз».
Новая власть в Польше принялась за работу с места в карьер. «Коалиция 15 октября», как стала называть себя победившая оппозиция, начала зачистку от прежней власти на всех уровнях и во всех сферах. Отправлены в отставку руководители всех пяти спецслужб, и на их места уже назначены новые люди. Уволены руководители государственных СМИ – теле- и радиокомпаний, а также Польского агентства печати (PAP). Сейм принял решение о создании комиссии по расследованию визового скандала, который привел к увольнению высокопоставленных чиновников МИД, включая замминистра Петра Вавжика (см. «НГ» от 14.09.23).
«Радослав Сикорский в силу своего характера почти наверняка в скором времени возьмет на себя фактическую власть над польской дипломатией. То, с чего он мог бы начать, было бы немедленное возвращение на работу всех выгнанных выпускников МГИМО», – пишет в портале Onet дипломат и публицист, директор Центра стратегического анализа Витольд Юраш. Сикорский после своего назначения заявил: «Дипломатия – это первая линия обороны Польши. Я буду следить за тем, чтобы вернулась в нее аполитичность».