Министр финансов Антон Силуанов и председатель Центробанка Эльвира Набиуллина работают над тем, чтобы люди в старости полагались не только на государство, но и на самих себя. Фото Reuters
Минфин и Центробанк (ЦБ) хранят публичное молчание по поводу окончательного варианта реформы системы пенсионных накоплений. Проект гарантированного пенсионного плана (ГПП), судя по всему, убран под сукно. Как при этом сообщили «НГ» в Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), никакой реформы и вовсе нет. Есть предложение по «эффективному развитию» системы, предполагающее передачу в частную собственность сформированных обязательных пенсионных накоплений, на которые наложен мораторий, растянувшийся уже на 10 лет. Правда, правительство хочет снова его продлить – до конца 2024-го. И напрашивается вывод, что до этого срока проблема так и не разрешится.
Разработчики новой реформы системы пенсионных накоплений в России – Минфин и Центробанк – не торопятся публично расставить все точки над «i» в вопросах о судьбе проекта добровольно-принудительного индивидуального пенсионного капитала (ИПК), который затем трансформировался в проект добровольного гарантированного пенсионного продукта, а потом был скорректирован в «гарантированный пенсионный план». В итоге то, что сначала преподносилось как вторая часть объявленной в 2018 году пенсионной реформы (первой частью было повышение пенсионного возраста), теперь, похоже, упростилось до усовершенствования отдельных элементов существующей системы.
«Никакой реформы пенсионных накоплений нет», – сообщил «НГ» президент НАПФ Сергей Беляков. (Напомним, этим летом две пенсионные ассоциации – Ассоциация негосударственных пенсионных фондов и НАПФ – объединились на базе НАПФ.)
«Есть предложение по эффективному развитию этой части пенсионной системы, которая позволит гражданам копить на пенсию с помощью государства, – пояснил Беляков. – Сформированные накопления по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) предлагается передать гражданам в стандартизированную программу негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), то есть деньги из государственной собственности перейдут в частную собственность граждан».
По его словам, личные накопления граждан – непростой вопрос, и он находится «в самой начальной стадии своего развития». «Надеюсь, что предложения пенсионной отрасли будут поддержаны и граждане будут активнее откладывать на свое будущее», – добавил Беляков. Он также уточнил, что сегодня система пенсионных накоплений имеет все необходимые гарантии со стороны государства. В частности, он перечислил: «Деньги граждан застрахованы в Агентстве по страхованию вкладов, деятельность НПФ регулируется Центральным банком (как и деятельность коммерческих банков), в НПФ созданы необходимые резервы, и фонды регулярно проходят стресс-тестирование со стороны Банка России».
Реализация предложений отрасли по трансформации средств ОПС в стандартизированную программу НПО «позволит усилить достигнутые эффекты и получить дополнительные доходы гражданам, а также экономике страны», добавил Беляков.
О настроениях в профильных ведомствах пока можно судить лишь по утечкам от источников, рассказывающих о разных вариациях кнута, а также пряника в виде налоговых преференций для граждан и бизнеса, обсуждаемых с Минфином и его главой Антоном Силуановым, и по репутационно неудачным ремаркам отдельных заместителей, как это было в случае первого зампреда ЦБ Сергея Швецова.
Ранее он сообщил, что, по его личному мнению, помогать сегодняшним пенсионерам «немножко поздно» (судя по цитате ТАСС). И хоть его «крайне неудачную формулировку» оперативно поправила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, в целом направление понятно, и на самом деле в их рассуждениях нет принципиального противоречия. «Помогать нужно гражданину выйти на пенсию с хорошим пенсионным проектом, который прежде всего… должен быть сформирован самим гражданином в течение всей жизни», – пояснял Швецов. И полагаться он должен не только на государство. Набиуллина же уточняла, что ЦБ работает над развитием НПФ, чтобы в будущем россияне могли формировать долгосрочные накопления, а также над повышением устойчивости финансовой системы, чтобы люди не беспокоились о сохранности своих средств. «Но эти усилия – дополнение к государственной пенсионной системе», – уверила она.
Общий вывод один: власти и сами понимают, что государственная пенсия не обеспечивает достойной старости даже после повышения пенсионного возраста. Нужно добавить что-то еще. Но что и как – поиск ответа забуксовал. Например, как можно было судить по недавнему законопроекту о гарантированном пенсионном плане, он должен был вступить в силу уже в январе 2021-го.
Государство ищет, какие варианты самообеспечения можно предложить будущим пенсионерам. Фото Романа Пименова/PhotoXPress.ru |
Эта «заморозка» действует до конца 2023 года. Причем, как сообщалось в материалах правительства, за один только 2023 год она позволит сэкономить федеральному бюджету на трансферте в ПФР почти 670 млрд руб. И как уже писала «НГ», за весь 10-летний период – с 2014-го по 2023-й включительно – общая экономия федерального бюджета достигнет благодаря заморозке 4,7 трлн руб. (см. номер от 11.10.20). Вполне логично, что финансовым властям не хотелось бы лишать себя такой возможности сэкономить.
Поэтому теперь предлагается продлить заморозку еще на год – до конца 2024-го. Правительство внесло в Госдуму соответствующий законопроект. Он, как сообщается в пояснительной записке, «устанавливает в 2024 году аналогичный 2014–2023 годам подход учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование».
«В настоящее время в соответствии с действующим законодательством страховые взносы на ОПС, поступающие в 2014–2023 годах, учитываются исходя из направления полного размера индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии, что значительно уменьшает объем трансферта на ОПС, передаваемого из федерального бюджета бюджету ПФР», – уточняется в пояснительной записке.
Авторы уверяют, что «учет в 2024 году страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в полном объеме на страховую пенсию не уменьшит объем пенсионных прав застрахованных лиц в системе ОПС». Хотя также они отмечают, что законопроект «подготовлен с учетом социально-экономической ситуации и в целях обеспечения бюджетной стабильности».
С одной стороны, вне зависимости от того, что происходит в публичном пространстве, ЦБ и Минфин постоянно проводят консультации на уровне чиновников, экспертов и законодательной власти по пенсионной системе, ее реформированию и работе, отметил независимый пенсионный консультант Сергей Звенигородский.
С другой стороны, пенсионные накопления при всех их плюсах для экономики и государства имеют, по уточнению эксперта, один существенный минус – средства изымаются из оборота сегодня и сейчас при уже существующем дефиците средств.
ГПП, как говорит Звенигородский, – это продолжение идеи ИПК и переосмысления накопительной пенсии, но он «решает задачу прироста пенсий только для примерно 15% населения, а остальные 85%, которым увеличение выплат на заслуженном отдыхе как раз и более всего необходимо, остаются в системе статистами».
«Их накопления и взносы невелики, администрирование забирает относительно много, а выходные суммы прироста выглядят насмешкой над системой – всего 1–3 тыс. руб. в месяц до конца 2040-х годов», – привел экспертные оценки Звенигородский. Ситуацию могло бы улучшить софинансирование взносов пенсий, но тут возникают дополнительные риски общего недоверия к системе, добавил он.
«Что касается возможного нового перевода средств ОПС в НПФы уже в виде взноса, который будет собственностью гражданина, то он также не решает главную проблему пенсий – недостаточный рост для большинства граждан ввиду их невысоких официальных зарплат», – говорит Звенигородский.
Сама идея накопительной пенсии и должна была бы подтолкнуть население к обелению заработков, а работодателей – к выходу из тени, но воз пока и ныне там. До тех пор пока пенсия будет оставаться вещью в себе и с непонятным населению принципом формирования, государство будет сталкиваться с недоверием по любым изменениям в законодательстве, добавил эксперт.
Сейчас вопрос касается только накопительного компонента ОПС, который был заморожен в 2014 году – а это, как обратил внимание директор департамента рынка капиталов «Универ Капитал» Артем Лютик, «частное решение, которое кардинально систему пенсионного обеспечения не изменит». «Долгосрочные же сложности, связанные с пенсионным обеспечением, никуда не денутся, в частности, проблема старения населения и нарастающего дефицита пенсионной системы, которую призвано было отодвинуть повышение пенсионного возраста», – пояснил он.
Так что нельзя исключать, что в обозримом будущем пенсионную систему ждут новые преобразования, предполагает Лютик. Но при этом, как считает эксперт, судя по тому, что вопросы о совершенствовании системы пенсионных накоплений и о продлении действующей заморозки на данный момент обсуждаются параллельно, «решение вступит в силу не раньше 2024 года».
комментарии(0)