0
5352
Газета Экономика Печатная версия

11.10.2020 20:59:00

Накопленная доплата к пенсии составит всего тысячу рублей

Правительственные реформы не обеспечили достойную старость, но сэкономили бюджету почти 5 триллионов рублей

Тэги: накопительные пенсии, пенсионная реформа, пенсионный возраст

Все статьи по теме "Пенсионная реформа"

накопительные пенсии, пенсионная реформа, пенсионный возраст Глава Минфина Антон Силуанов нашел для казны источник длинных денег. Фото РИА Новости

Выплаты накопительных пенсий в массовом порядке начнутся в России с 2022 года, их средний размер составит лишь около 1,3 тыс. руб. в месяц, сообщила «НГ» Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). Столь скромную сумму участники рынка объясняют мораторием на перечисление взносов в обязательную накопительную часть пенсий. Эта система не обеспечила достойных выплат, равноценных утраченному заработку, она не стала надежным источником длинных денег для экономики, зато помогла правительству временно сэкономить. С 2014 по 2023 год экономия бюджета благодаря мораторию достигнет, по расчетам «НГ», почти 5 трлн руб. Но такие последствия правительственных реформ, как подорванное доверие к институтам, могут обойтись экономике дороже.

Первые массовые выплаты накопительных пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) начнутся в России в 2022 году – вначале это будут женщины 1967 года рождения. «По нашим прогнозным расчетам, средний по стране размер пожизненной накопительной пенсии, которая будет им назначена в 2022 году, составит около 1,3 тыс. руб., или всего около 3% от утраченного среднего заработка», – сообщил «НГ» президент НАПФ Константин Угрюмов.

Как пояснила пресс-служба Пенсионного фонда России (ПФР), накопительная пенсия формируется у 76 млн человек. «На данный момент основные участники накопительной пенсионной системы – люди 1967 года рождения и моложе – еще даже не начали получать сформированные средства в массовом порядке», – уточнили в ведомстве.

Однако определенной категории граждан пенсионные накопления уже выплачиваются. «Есть мужчины 1953–1966 годов рождения и женщины 1957–1966 годов рождения, в пользу которых в период с 2002-го по 2004-й включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. Помимо этого, есть люди, которые досрочно выходят на пенсию и начинают раньше получать выплаты пенсионных накоплений, до 55 и 60 лет», – отметили в ПФР.

Директор департамента пенсионного обеспечения Минтруда Игнат Игнатьев ранее сообщил, что в России сейчас насчитывается 1,2 млн получателей выплат по накопительной составляющей ОПС. По данным ПФР, у таких получателей средний размер накопительной пенсии составлял в этом году вплоть до августа 956 руб. в месяц. С августа уже назначенные накопительные пенсии были повышены примерно на 9%.

При этом Минтруд указывал, что свыше 98% россиян, которые выходят на пенсию, получают ее накопительную часть единовременно. Происходит это в том случае, если сумма пенсионных накоплений составляет менее 5% общей суммы средств по страховой и накопительной пенсиям. Другими словами – дробить накопления на ежемесячные выплаты бессмысленно из-за их мизерного размера.

Константин Угрюмов объяснил, почему выплаты настолько малы. Основная причина – введенный с 2014 года мораторий на перечисление взносов в накопительную часть пенсии, или так называемая заморозка.

«Если брать в расчет средний размер зарплаты в России по годам, то получится, что за 12 лет до «заморозки» средняя сумма взносов одного застрахованного лица на свой собственный индивидуальный лицевой счет составила около 130 тыс. руб., а за восемь лет «заморозки» недополученная на его личный счет сумма составит около 250 тыс. Один этот фактор сократил будущую накопительную пенсию среднего россиянина втрое», – пояснил он.

Но есть и другие причины. «Если до 2016 года расчетный срок дожития пенсионера составлял 19 лет, то сегодня уже 22 года – а чем он выше, тем пропорционально ниже размер назначаемой пенсии», – добавил Угрюмов. Кроме того, признал он, на уровень накопительных пенсий повлияли и «недобросовестные действия отдельных новых собственников фондов, приведшие к убыткам». Наконец, за последние два десятилетия случилось несколько кризисов.

Как считает президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Сергей Беляков, «необходимо комплексно повышать привлекательность программ негосударственного пенсионного обеспечения для граждан посредством расширения налоговых льгот, введения системы гарантирования взносов по аналогии с банковскими вкладами, а также расширять инвестиционные возможности фондов». АНПФ, по его словам, выступает за снятие моратория на формирование пенсионных накоплений, причем «для начала это можно сделать хотя бы частично, например вместо 6% разморозить 2%».

«По накопительному компоненту обязательного пенсионного страхования заложена идея не «замораживания» пенсионных накоплений, а перераспределения части тарифа страховых взносов в размере 6% в бюджет Пенсионного фонда, – пояснили «НГ» в пресс-службе Минфина. – Часть тарифа (6%) вместо… накопительной пенсии направляется на финансирование страховой пенсии. За счет этого обеспечивается ежегодная индексация страховых пенсий темпами, существенно опережающими инфляцию». В Минфине напомнили, что это не уменьшит объем пенсионных прав застрахованных лиц.

Но такой маневр помогает федеральному бюджету сэкономить существенную сумму на текущих трансфертах в ПФР, что ежегодно становится обоснованием для продления моратория – теперь уже до 2023 года включительно. «Реализация законопроекта приведет к уменьшению трансферта на обязательное пенсионное страхование, передаваемого из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда РФ в 2023 году… на 669,3 млрд руб.», – сообщается в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, который был внесен в Госдуму в конце сентября.

По расчетам «НГ», основанным на таких законопроектах, за весь 10-летний период – с 2014-го по 2023-й включительно – общая экономия федерального бюджета достигнет благодаря мораторию 4,7 трлн руб. И вполне логично, что финансовым властям не хотелось бы лишать себя такой возможности сэкономить.

Федерация независимых профсоюзов России указала, что при наличии подобных схем дискредитируется сама идея накопительной пенсии, и предложила исключить накопительный компонент из системы ОПС. Но глава Минфина Антон Силуанов ответил, что сначала нужно создать более совершенную добровольную систему пенсионных накоплений и только после этого рассматривать такие кардинальные преобразования (см. «НГ» от 04.10.20). Очевидно, министерство имело в виду внедрение гарантированного пенсионного плана (ГПП), над концепцией которого работали Минфин и Центробанк (ЦБ). Ожидалось, что законопроект о ГПП будет внесен в Госдуму уже осенью этого года. Однако накануне осенней сессии ни Минфин, ни Центробанк, ни представители негосударственных пенсионных фондов (НПФ) не давали четких ответов о судьбе законопроекта. «Вопрос прорабатывается», – сказали «НГ» в конце августа в пресс-службе Минфина. «Проект ГПП мы будем готовы комментировать не раньше чем начнется официальная процедура его общественного обсуждения», – заявили в сентябре в пресс-службе НАПФ. Ясности нет до сих пор, окончательный и подробный проект этой новации до сих пор не представлен.

Судя по всему, сроки внедрения ГПП были скорректированы из-за последствий пандемии, предположил независимый пенсионный консультант Сергей Звенигородский. Но в профессиональных кругах дискуссия, по его словам, не утихает. «Не ясна роль посредников; непонятно, как отразится приостановка обязательного механизма формирования накопительной пенсии на тарифе взносов работодателя и как могут быть интегрированы существующие корпоративные пенсионные программы в новую систему ГПП. Не обозначена роль государства в формировании пенсионных резервов ГПП», – перечислила пробелы профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова. «Подавляющая часть российских работников не располагает достаточным доходом, чтобы 5–10% от него регулярно вносить на будущую пенсию», – сказал замдиректора по науке Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. А для тех, у кого есть дополнительные финансовые ресурсы, результаты работы НПФов пока не столь привлекательны. Но еще важнее то, что каждая такая реформа, когда придумывают новые посреднические схемы, затем замораживают и перераспределяют по своему усмотрению отчисления, на ходу меняют правила игры, все больше подрывает доверие и населения, и бизнеса к существующим институтам и к решениям властей. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Китае тикает демографическая бомба

В Китае тикает демографическая бомба

Владимир Скосырев

Пекин планирует повысить пенсионный возраст

0
7472
Два года пенсионной реформы: экономии нет, прибавка не у всех

Два года пенсионной реформы: экономии нет, прибавка не у всех

Анастасия Башкатова

Сопоставим ли для власти репутационный ущерб от преобразований с полученными "бонусами"

0
10104
От революционного прошлого осталась одна фразеология

От революционного прошлого осталась одна фразеология

Дмитрий Морозов

Чем вызван взрыв народного недовольства в Никарагуа

0
4063
Все больше россиян сталкиваются с социальной несправедливостью

Все больше россиян сталкиваются с социальной несправедливостью

Анастасия Башкатова

Население начало испытывать последствия пенсионной реформы

1
4977

Другие новости

Загрузка...