0
1056
Газета Идеи и люди Интернет-версия

04.08.2004 00:00:00

Георгий Боос: «Нельзя осчастливить людей силой»

Тэги: боос, льготы, монетаризация, ипотека, дума, законы


боос, льготы, монетаризация, ипотека, дума, законы Для Москвы замена льгот – особенно сложный вопрос, считает вице-спикер Госдумы Георгий Боос.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

– Как вы относитесь к закону о льготах и странноватой ситуации вокруг него – получается, люди не хотят брать «живые» деньги из рук власти?

– Стратегически линия правительства правильная, а вот тактически неверная от начала до конца. Ошибкой правительства является то, что они начали все это варить за закрытыми дверями, под столом, по темным комнатам. Что в результате привело к тому, что общество взбудоражилось и перепугалось. Чиновники не пригласили людей, которых хотят облагодетельствовать. Как можно сделать людей счастливыми, не спросив их, не поговорив с ними, не рассказав им, в чем их счастье? Еще одна ошибка: не отработали всю систему на одной-двух категориях, чтобы показать на живом примере, как это хорошо. Тогда как можно было на 1–2 категориях льготников все отработать, всем все показать. В течение одного года провести такой эксперимент. И через год люди бы увидели: да, эта система работает. Более того, сами бы чиновники увидели все ошибки, которые возникают, все моменты, которые не состыковываются. Далее. Никакой разъяснительной работы не ведется. Может ли неправильное средство дискредитировать цель? Может. Ленин тоже мечтал сделать всех счастливыми. Он мечтал о власти. Но власть – это инструмент. Когда она становится самоцелью – это беда. Ленин тоже хотел сделать всех счастливыми. Делал, как понимал: с помощью мировой революции, с помощью ГУЛАГов и подавления всех инакомыслящих, инакодумающих и инакоделающих. Правительство не оригинально. Это, к сожалению, наша русская черта – понадеяться на авось, рубануть сплеча. Увы. Хотя, повторяю, стратегически это надо делать. И, конечно же, сейчас самый лучший для этого период времени: высокая цена на нефть, благоприятная экономическая конъюнктура. Это важно и с экономической точки зрения. Людям надо дать деньги. Ведь эти льготы – это услуги: по коммунальному хозяйству, по лекарствам, по санаториям. Они полностью искажают структуру экономики. Людям эти деньги надо отдать, чтобы создать реальную конкурентную среду. Кроме того, надо было предварительно правильно посчитать деньги. В разных муниципалитетах, в разных регионах разная стоимость льгот: в деревне, в районном центре, в городе с населением в 200–500 тысяч она другая по сравнению с 10-миллионником. Однако в законе нет градации. Надо отдавать себе отчет, что, например, ощутимой разницей является разница в стоимости проезда на общественном транспорте. Если в деревне вообще такого нет, то в городе с населением 100 тыс. один вид общественного транспорта – автобус. И единый проездной билет на этот автобус стоит там 100 рублей. А в Москве столько видов общественного транспорта, что единый проездной билет стоит 750 рублей. Соответственно, когда вы начинаете сопоставлять отмену этих льгот с деньгами, то у вас получается, что всю эту денежную выплату вам надо тратить только на то, чтобы компенсировать себе отмену льготы по проезду. Поэтому для Москвы замена льгот – сложный момент. Льготники других регионов, включая Санкт-Петербург, напротив, в выигрыше.

– Есть ли еще что-то, что помешает вам проголосовать за закон о монетизации льгот?

– Есть. Дело в том, что этот закон – не только о монетизации льгот. Он вносит изменения в 155 других и отменяет еще 41 акт. Вот в этих 196 других законах я пока еще не получил ответа на все свои вопросы. По субвенциям есть вопросы, по дорожному фонду. Заканчивается существование дорожных фондов. В результате страна может оказаться без дорог. Потому что каждый день дорога требует расходов. Она незаметно портится и приходит в негодное состояние. Если вы сегодня не дали денег, завтра вы этого не заметите. Вы это заметите через два-три года. Но при этом, когда вы руководите муниципалитетом или регионом и у вас нет денег на зарплату, у вас отключили электричество от больницы, от школы, это заметно сейчас. Если вы не выплатили зарплаты, у вас начался бунт. Если у вас отключили больницу, вам, извините, негде людей лечить. Очень сложная ситуация сейчас, немножко запутанная: хотят, с одной стороны, сделать реальную страховую медицину, с другой – финансируют койко-места. Тот обезличенный принцип, который сейчас ввели, вообще полностью закончил все страховые начала, сделав социальный налог налогом общего покрытия. То есть просто доходным источником федерального бюджета. Деньги идут просто в бюджет, который дальше расходует средства на финансирование медицинских учреждений. Это вообще чушь. Я говорил об этом правительству.

– Кстати, о субвенциях. Москва лишается денег, полагающихся ей за выполнение столичных функций, одним из законов пакета о монетизации льгот. Как вы к этому относитесь?

– Вопрос столичных субвенций может быть легко решен. Если все федеральные ведомства, как положено, начнут платить за себя в полном объеме – за коммуналку, за землю. В этом случае вопрос с субвенциями в принципе не должен возникать. Сегодняшняя позиция правительства – давайте переходить на такие правильные расчеты. И позиция московских властей – полностью согласиться с этим предложением. Раньше этого не делалось, поэтому и существовали субвенции, компенсирующие расходы, которые нес город. Если перейти на полные расчеты, то никаких потерь и выпадающих доходов не будет. У города будет все оплачено, как положено. Вопрос в другом: готовы ли ведомства перейти на эту систему с 1 января 2005 года? Нет, не готовы. Правительство и Минфин говорят: нам для этого нужен разбег, мы перейдем к новому порядку в течение какого-то времени, постепенно. Московское правительство отвечает: хорошо, тогда давайте, пока постепенно будете переходить, сохраним субвенции, а сумма субвенций будет устанавливаться в зависимости от того, насколько вы перешли на эти расчеты. Когда перейдете в полном объеме, тогда, соответственно, сумму субвенций ставим – ноль, и принимаем закон, по которому субвенции упраздняем. И никаких проблем. Вот, собственно говоря, наша позиция – я имею в виду и депутатов Госдумы от Москвы, и московских властей. Недавно проходил президиум фракции, и с этой позицией согласились также и представители правительства. В общем – согласились. От правительства был Жуков, который с пониманием отнесся к нашей позиции.

– Насколько широки рамки вашего взаимопонимания? Как вы оцениваете деятельность Жукова на его посту в правительстве? Что вас связывает?

– Александр Жуков – великолепный профессионал. В Государственной Думе его явно не хватает.

– Что изменится в «квартирном вопросе» в России через 10 лет благодаря вашему главному детищу – новому закону об ипотеке? Не окажется ли она загубленной по причине низкого спроса – то есть низких доходов населения?

– Когда вы стимулируете покупательскую способность, вы стимулируете спрос. Так вот: если при этом не будет простимулировано предложение, то повышение спроса приведет только к повышению цены. И тогда у вас, по мере того, как растет спрос, будет расти цена, которая этот спрос будет сдерживать. Кстати, возвращаясь к теме покупательской способности: примерно за 7–10 лет мы должны выйти на уровень, когда примерно 60–65% населения будет в состоянии решать свою жилищную проблему – естественно, на основе долгосрочных инструментов, то есть кредитов. С другой стороны, в этом же пакете законов определены меры, которые должны стимулировать предложение на рынке. То есть строительство. Здесь и упрощение процедур, и снятие административных барьеров в вопросах доступа к земельным участкам, предназначенным для жилищного строительства. При этом предусматривается повышение экономической ответственности застройщиков – чтобы они не приобретали земельные участки впрок. И – чтобы их осваивали. Разработаны и меры, направленные на создание реальной конкурентной среды, чтобы застройщики не входили в монопольные сговоры и не формировали монопольные цены, отвечая на рост спроса просто ростом цен, вместо того, чтобы отвечать ростом предложения. В итоге по объемам строительства к 2010 году мы должны выйти на уровень примерно 80–85 миллионов квадратных метров в год – а через примерно 7–10 лет, ориентировочно к 2012–2015 году мы должны выйти на уровень жилищного строительства в 150 миллионов квадратных метров Сравните: сегодня мы сделали всего 36 миллионов...

– Когда ожидаете реального снижения цен на жилье?

– На первом этапе снижения не произойдет. Потому что все намеченные меры принимаются в комплексе. Меры по стимулированию спроса всегда более мобильные, менее инерционные и консервативные. Предложение всегда выходит чуть-чуть с опозданием, потому что нужно пройти определенный цикл. И потому до 2007 года снижения цен не ожидается. Но в 2007-м будет происходить стабилизация – такой график нарисовали эксперты, после чего начнется некоторое снижение цены. В любой стране мира никогда среднестатистическая зарплата не позволит гражданину купить жилье. Ее на это просто не хватит. Всегда основным инструментом является приобретение жилья в рассрочку. То есть получение кредита под залог этого жилья. Вы погашаете этот кредит в течение долгосрочного периода времени – 15, 20, 30 лет. И спокойно расплачиваетесь по нему. Именно эти меры формируют спрос. Конечно, важным фактором погашения кредита является ваша зарплата. Но мы уже вышли на тот уровень, когда у нас реально процентов 30 граждан имеют возможность купить квартиру в рассрочку. Но не могут воспользоваться этой возможностью!

– Сегодня ипотека недоступна главным образом из-за высокого банковского процента.

– Опять же по этой причине в пакете «Доступное жилье» предусмотрено, что через какое-то время реальный процент по ипотеке будет примерно равен уровню инфляции, и его будут устанавливать, естественно, все банки. Плюс порядка полутора процентов банковских. Сегодня инфляция где-то в пределах 10% в год. Ожидаемый уровень инфляции к 2010 году – примерно 3–4%, соответственно, это будет порядка 4–5% годовых по рублевым ипотечным кредитам. При этом разрабатываются соответствующие программы государственной помощи, которые делятся на три уровня – муниципальные, региональные и федеральные. Последние будут прописаны в федеральном бюджете. Государство оплатит часть стоимости жилья в форме либо первого взноса, либо погашения части кредита, либо еще каким-то образом. Либо государство субсидирует процентную ставку по ипотечным кредитам.

– В новом законе предусмотрена схема выселения – ведь именно отсутствие таковой сегодня удорожает ипотечный кредит?

– Раньше вас нельзя было выселять. Теперь эта проблема снимается. Сначала вам дается возможность в досудебном порядке урегулировать конфликт. Затем банк имеет возможность обратиться в суд. Жилье продается, погашается сумма кредита. Вся оставшаяся часть отдается гражданину. Впрочем, вы можете и сами продать это жилье. Если вы этого не делаете, жилье продается с аукциона. Оставшаяся часть возвращается вам для приобретения другого жилья, которое вам по силам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Шаг к медиауспеху

Шаг к медиауспеху

Виталий Барсуков

Начинающие журналисты и блогеры прошли образовательный интенсив проекта «Другое Дело» и агентства «Россия сегодня»

0
273
Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Олег Никифоров

Почему в преддверии земельных выборов в Бранденбурге телеканалы наращивают атаки на правопопулистскую оппозицию

0
1448
Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Михаил Сергеев

После бюджетного финансирования учителя вынуждены налаживать связь самостоятельно

0
1349
Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Анастасия Башкатова

Российские потребители по умолчанию пессимистичны

0
1242

Другие новости