1
1920
Газета Идеи и люди Печатная версия

22.11.2017 00:01:00

Бизнес учится играть на климатической "скрипке"

На конференции ООН российские корпорации представили проекты в сфере низкоуглеродного развития

Тэги: экология, оон, конференция, бизнес, проекты, рпск, низкоуглеродные разработки


экология, оон, конференция, бизнес, проекты, рпск, низкоуглеродные разработки Сергей Честной (справа) рассказал участникам COP23 о бренде низкоуглеродного алюминия ALLOW. Фото предоставлено Российским партнерством за сохранение климата

Главным мировым экологическим событием последних двух недель стала прошедшая в Бонне 23-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP23). С 6 по 17 ноября 25 тыс. представителей более 190 стран вели консультации по механизмам реализации Парижского климатического соглашения 2015 года, которое через несколько лет заменит Киотский протокол. Активность российской делегации, по оценкам наблюдателей, была самой высокой за всю историю этих форумов: в общей сложности прошло более 20 мероприятий, на которых объяснялась позиция страны по климатическим вопросам и были представлены отечественные экологические технологии и решения.

Пожалуй, определяющую роль в том, что российская программа оказалась столь заметной, сыграл отечественный бизнес. Представители корпораций на конференции активно делились наработками и планами в вопросах низкоуглеродного развития. Как признают чиновники, деловые круги отлично понимают важность этой проблемы и играют значимую роль в климатической политике страны. «В России действует ряд корпоративных инициатив, поддерживающих выбор в пользу природо-охранных технологий и снижения воздействия на окружающую среду, – обратил внимание спецпредставитель президента РФ по вопросам климата Александр Бедрицкий. – В этом году на Климатической конференции ООН впервые работает российский павильон, где крупные частные компании и государственные структуры представляют свои проекты в сфере низкоуглеродного, устойчивого развития. В программе работы павильона Российское партнерство за сохранение климата представило свою позицию в связи с подготовкой Россией к ратификации Парижского соглашения».

Российское партнерство за сохранение климата (РПСК) действительно стало заметным участником работы отечественной делегации. Организация была создана осенью 2015 года, одновременно с принятием Парижского соглашения, и объединяет ведущие отечественные компании – РУСАЛ, Сбербанк, Роснано, «РусГидро», «Ингосстрах», – которые рассматривают достигнутые в Париже договоренности не только как важный шаг по спасению климата планеты, но и как окно возможностей для развития российской экономики и бизнеса.

«РПСК поддерживает и продвигает те инициативы, которые были выдвинуты в ходе подготовки и звучали на  Парижской конференции, – рассказал журналистам советник генерального директора РУСАЛа Сергей Честной. – Россия в лице Климатического партнерства участвует в выработке лучших практик, лучших подходов к решению климатических проблем, и это важно, потому что сейчас в мире происходит новый этап технической, научной революции. В этом процессе нужно участвовать, чтобы использовать преимущества, которые появляются перед Россией, отрабатывать подходы, методику, вводить в действие новые механизмы, инструменты, мотивацию. Тогда будет намного проще реализовать плюсы, которые у нас, без сомнений, есть. Как говорится, чтобы научиться играть на скрипке, нужно играть на скрипке».

Целый день российской программы на COP23 – 15 ноября – был спланирован и организован представителями РПСК как День низкоуглеродного алюминия. В центре внимания были пути снижения выбросов в алюминиевой промышленности – формирование спроса, стимулирующие экономические механизмы, углеродное ценообразование. Помимо этого участники сессий обсудили развитие возобновляемых источников энергии, роль гидроэнергетики в сокращении выбросов парниковых газов, проекты по повышению энергоэффективности в России. О перспективах проектов в сфере устойчивого развития рассказали представители РУСАЛа, En+, «Деловой России», МГУ, Исследовательского центра энергетической политики Европейского университета в Санкт-Петербурге, международной юридической компании Baker McKenzie – компаний, большая часть которых являются членами партнерства за сохранение климата.

У российского бизнеса есть конкурентные в мировом масштабе низкоуглеродные разработки, в числе которых – алюминиевый бренд РУСАЛа ALLOW. В таком алюминии углеродный след составляет менее 4 т в эквиваленте CO2 на тонну произведенного металла. Между тем в среднем в мире, если брать во внимание прямые и косвенные энергетические выбросы от алюминиевых заводов, этот показатель составляет около 12 т в эквиваленте CO2 на тонну металла. На продукцию под этим брендом, как рассказали в ходе его презентации, выдается свидетельство независимой сертифицирующей организации.

«Производство алюминия на заводах РУСАЛа, расположенных в России, на 90% обеспечено чистой энергией. Они производят действительно чистый алюминий. В технологической цепочке он реально снижает углеродный след – в автомобильной, строительной, других отраслях, в России и во всех регионах, где наши клиенты приобретают и используют наш металл», – рассказал Сергей Честной. По его словам, климатические цели компании – снизить прямые удельные выбросы парниковых газов на 15% на действующих алюминиевых производствах и на 10% на действующих глиноземных производствах по сравнению с уровнем 2014 года.

Россия изучает, какие для нее приемлемы шаги и подходы при переходе к низкоуглеродному сценарию, чтобы реализовать принципы устойчивого развития и одновременно соблюсти интересы российского бизнеса и экономические интересы страны в целом, рассказал представитель Министерства экономического развития РФ, заместитель директора департамента Юрий Федоров. «Энергоэффективность и ресурсоэффективность – вот решающие факторы, – объяснил он. – При формировании национальной стратегии в области низкоуглеродного развития основной шаг – выработка нового плана действия по энергоэффективности. Это один из нормативных документов, который сейчас находится в активной разработке. Цель такого документа – не только создать условия для снижения углеродной эмиссии, но и соблюсти интересы бизнеса».

Бизнес, со своей стороны, оценивает перспективы достижения взаимоприемлемых договоренностей по климату с умеренным оптимизмом. «Постепенно, медленно, но огромное количество стран и политиков приходят к общим решениям. Куски мозаики, пазла не падают и не теряются, они остаются на столе и приближаются друг к другу», – сказал Сергей Честной, подводя итоги COP23. При этом, по его словам, важно, чтобы в таких дискуссиях громче звучал голос науки. Российские ученые уже активно привлекаются к обсуждению глобальных климатических проблем: в ходе Дня низкоуглеродного алюминия, например, ведущий научный сотрудник МГУ Вячеслав Иваненко рассказал о влиянии изменения климата на коралловые сообщества труднодоступных океанических атоллов Индийского океана. Но есть и другие волнующие бизнес темы – в частности, взаимосвязь глобального потепления и эпидемий, последствия таяния льдов и исчезновения вечной мерзлоты.

«Роль энергоемких компаний колоссальна, потому что с точки зрения влияния на климат они находятся на переднем крае. Если не они, то кто возьмет на себя ответственность? С другой стороны, нам нужно больше привлекать нашу науку, чтобы показывать в России и других странах, почему это важно, – уверен Сергей Честной. – Ведь проблема есть, это не какая-то искусственная тема с расчетом на то, чтобы кто-то смог быстрее отбить свои инвестиции, сделанные в некие технологии. Было бы здорово, чтобы наши ученые, прекрасная российская наука, которая глубоко исследует различные аспекты глобального потепления, его влияние на планету и регионы, больше бы делились результатами своих исследований на таких открытых площадках».

РПСК предоставит ученым такую площадку, пообещал Сергей Честной: «Думаю, мы должны на следующем заседании партнерства пригласить Московский государственный университет и другие научные, учебные центры присоединиться к партнерству. Чтобы они делились с нами информацией, а мы могли бы вносить свою лепту в обучение студентов, делились со студентами тем, что сами знаем, и чтобы был процесс обратной связи. Нам нужна поддержка среди населения, чтобы эта идея овладела массами, чтобы люди как можно раньше поняли – это серьезнейшая проблема, на которую необходимо реагировать. У России колоссальные возможности для того, чтобы войти в эту новую команду. Надо работать вместе с правительством, регионами, молодежью, вовлекая все больше активных участников, – иначе ничего не будет».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Блудных бизнесменов пытаются вернуть на родину

Блудных бизнесменов пытаются вернуть на родину

Анастасия Башкатова

0
910
Бизнес торопят с отказом от углерода

Бизнес торопят с отказом от углерода

Глеб Тукалин

Российские корпорации пытаются встроиться в мировую климатическую повестку

0
1521
Помогут ли Донбассу миротворцы

Помогут ли Донбассу миротворцы

Александр Широкорад

Разрешить конфликт на юго-востоке Украины способны только его участники

0
1839
ООН прислала в Иерусалим нового генерала

ООН прислала в Иерусалим нового генерала

Анатолий Исаенко

Старейшую миротворческую миссию ожидают перемены

0
2004

Другие новости

Загрузка...
24smi.org