0
1683
Газета Интернет-версия

10.02.2000 00:00:00

Когда качаются фонарики


Глеб Горбовский. Окаянная головушка. Избранные стихи 1953-1998. - СПб.: Историческая иллюстрация, 1999, 432 с.

Мне говорят: "Бери топор!
Пойдем рубить - кого попало!"
А я багряных помидор
Хочу во что бы то ни стало.
Глеб Горбовский

ПОЭТ Глеб Горбовский - явление в русской литературе исключительное. Он известен и как официальный советский поэт, лауреат Государственной премии, и как один из самых ярких авторов неподцензурной и непубликуемой литературы Ленинграда 50-60-х годов. И, наконец, известны его песни - одна из них стала народной: "Когда качаются фонарики ночные / И темной улицей опасно вам ходить┘".

Горбовский пишет много, у его творчества есть одна существенная черта. Это неочевидная, но принципиальная внутренняя противоречивость. С одной стороны, в книге есть замечательные стихи 60-х годов: "Мне говорят: "Бери топор! / Пойдем рубить - кого попало!" / А я багряных помидор / Хочу во что бы то ни стало". С другой стороны, в те же 60-е годы Горбовский писал стихи в советской эстетике; были стихи и очень "шестидесятнические", с сознательными, кажется, отсылками то к Евтушенко, то к Окуджаве.

В 1950-е и в начале 60-х Горбовский был одним из наиболее заметных авторов молодой неподцензурной литературы Ленинграда. Неподцензурные ранние стихи Горбовского опубликованы в США в знаменитой антологии русской поэзии "У Голубой Лагуны". С 1960 года параллельно выходили и сборники Горбовского в советских издательствах. Это были совсем неплохие стихи, с тонкими переходами настроений. Но это было другое: наиболее нетривиальные стихи распространялись все-таки в самиздате.

Ранний Горбовский принадлежал к двум литературам: свободной и советской. Между этими двумя литературами в 60-е годы были всевозможные градации, и у Горбовского уже тогда одновременно существовало несколько типов высказывания. Более того, создается ощущение, что Горбовскому важна контрастность его творчества и что он играет с ней: в книге часто оказываются рядом стихи на близкие темы, но совершенно разные по внутренней задаче.

В конце 80-х-90-е годы Горбовский часто печатается в одиозных газетах и журналах, пишет идеологизированные стихи. В книге они тоже есть: "В Кремле, как прежде, сатана, / в газетах - байки или басни. / Какая страшная страна, / хотя - и нет ее прекрасней┘"

Однако разброс и тут велик, и в новых стихах Горбовского появляются то "шагаловский Витебск" (тоже уже почти штамп, но из другого ряда), то неожиданные метафоры, на мгновение напоминающие неподцензурного Горбовского 60-х годов - "и скрежет нежный / знакомств, возникших по весне". Новые стихи Горбовского объединены не идеологией, а чем-то другим. Вроде бы они объединены фигурой лирического субъекта. Главные черты этого персонажа - одинокий, незаметный, виноватый, кающийся и поэтому живой. Этот персонаж может быть жалок и нищ, он затерян в народе, может быть склонен к выпивке. Но именно поэтому он не посягает на какое-то особое место в космосе, ему - "воробью", а не "соловью" - может открыться простая музыка, скрытая в глубине реальности. На один из важнейших сюжетов сборника указывает название "Окаянная головушка": одной из его идей оказывается принципиальная множественность, подвижность состояний частной и укорененной в простом быте души.

Но вот в чем проблема.

Выше сказано, что разные состояния души "вроде бы объединены". "Вроде бы" здесь не сорное слово, потому что глубинно разные стихотворения объединены не психологически. Отчасти эта связь музыкальная - связь разных душевных состояний по принципу мелодий - но это отчасти. И все названные свойства лирического субъекта, во многом не воссоздаются, а пересказываются. Еще важнее другое. Рядом в книге оказываются стихи живые, ощутимые - и картонные. Создается ощущение, что Горбовский вообще давно перестал различать в своем творчестве живое и картонное. Сначала совмещал как-то - а потом не смог.

Параллельно для издания и "в стол" писали многие советские поэты. Но попытка объединить советские и "непечатные" стихи в случае Горбовского показывает именно внутреннюю разнородность двух поэтик - даже при том, что есть переходные тексты. Попытка синтезировать два направления творчества Горбовского в 90-е годы, реконструировать на обновленной основе частный, уединенный взгляд приводит к идеологическому конструированию, потому что частный взгляд в советском и неподцензурном исполнении - принципиально разные вещи, они основаны на разном самоотношении человека.

Горбовский обладает свойством в упор не видеть очевидного в чужой культуре. Вот, например, что он пишет про японцев: "Уникальнейшая из наций - / ни Чайковских, ни Рафаэлей, / ни бомжей, ни крутых инфляций - / лишь служение общей цели". У Пригова или Лимонова подобные заявления делаются не от лица автора, а от лица персонажа, а у Горбовского от чьего лица - неизвестно. У Горбовского энергия подлинного переживания исчезает, утекает в построение внешней схемы. Для советской поэзии - путь традиционный, необходимый, главный.

Горбовский - автор действительно одинокий, независимо от публикаций в "патриотических" журналах и групповых привязанностей. Его разноречивость можно было бы сравнить с разбросанностью Василия Розанова. Однако у Розанова за всем этим стоял образ трагически рефлектирующей личности. У Горбовского противоречия указывают не на рефлектирующую личность, а на знаки разных ее состояний.

Произошла подмена. Горбовский как автор в самом деле лишен ложных метафизических претензий. Он не претендует на место пророка и вообще на особое место автора в мире; его образ поэта - нищий, потерянный и живой человек. Живой, но не наблюдающий, не реагирующий на большинство того, что происходит с ним, что происходит в его отношениях с языком, с людьми. Беды России, о которых пишет Горбовский, - это публицистические абстракции: не потому, что в действительности все не так уж плохо, а потому, что для Горбовского это всего лишь очередная схема.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
346
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
440
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
353
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
300

Другие новости