0
1173
Газета Интернет-версия

10.02.2005 00:00:00

Любовь по заслугам

Тэги: цветков, поэзия


- Алексей Петрович, во время этого визита в Москву, насколько мне известно, вы подписали договор с "Проектом О.Г.И." на издание новой книги. Что это будет за книга?

- Эта книжка, собственно, задумывалась по-другому - не так, как сейчас. Первоначально она планировалась как избранное плюс книга "Эдем", которая, в общем, целая и композиционная. Но сейчас издателями задуман несколько другой формат: они хотят включит это, плюс, наверное, мои новые стихи, плюс несколько эссе - прозаический материал. Скорее всего это будут эссе из передачи, которую я вел на Радио "Свобода" - "Атлантический дневник".

- За ту неделю, что вы были в Москве, прошли два ваших творческих вечера: камерный в клубе "Апшу" и в клубе "Билингва". Вы, к радости поклонников, после семнадцатилетнего перерыва опять обратились к стихам. На меня лично наибольшее впечатление произвело стихотворение "Кеннеди Кеннеди кинг" ("┘от рассвета по трайборо вброд до бронкса / до заката на дилерской тачке в тендерлойн / грыжа держит азимут авось доберемся / в путь по солнечной в обратный по теневой / поздних зорь резеда в парнике партийном / муровали в гранит эти челюсти и тела / зимовать потому что смерти нет в противном / случае надо признать что жизнь была┘".) Чем-то для вас важным продиктовано его написание?

- Чем-то продиктовано, конечно┘ Но я заметил, что это просто "длительный период пищеварения". Когда я жил в Америке много лет, я практически все время писал о Советском Союзе, о России, и книга "Эдем" вся об этом, хотя в ней есть и Америка. А теперь, когда я живу вне Соединенных Штатов, у меня, наверное, ностальгия по Америке. Я вспомнил свою, так сказать, третью молодость в Америке.

- Не впервые слышу, что вам нравится Америка. Что более всего симпатично в этой стране?

- Это страна, где мне лучше всего жилось. В материальном смысле тоже. То есть в Советском Союзе сравнивать не с чем. С нулем скорее┘

Но прежде всего - люди. Это страна, где я буквально через полгода после своего приезда почувствовал себя дома. И чувствовал себя так все годы, которые там жил. Я помню свой первый приезд в Россию, по-моему, в 1988 году, очень он был волнующий, и тем не менее, вернувшись в Америку, я вздохнул и почувствовал, что я дома. И теперь, когда я там не живу, наверное, лет пятнадцать, я до сих пор приезжаю туда как домой. Хотя дома фактически у меня нет. Об этом можно много говорить, здесь есть какое-то иррациональное чувство, и несмотря на то, что я могу приводить массу аргументов, что США, на мой взгляд, самая культурная страна в мире, я понимаю, что многим - русской аудитории - это может не очень понравиться┘

- Вы имеете в виду культуру массовую?

- Я имею в виду высокую культуру. И пусть не обижаются мои российские читатели, но над верхним культурным этажом "российским" в Америке есть еще пять. И это все совершенно неизвестно здесь, люди не совсем понимают, как это устроено, и они не понимают, о ком я говорю и о чем я говорю. Конечно, я не имею в виду, скажем, штат Миссисипи или Кентукки, хотя подозреваю, что и там что-то есть, но когда я приезжаю в Нью-Йорк, в Бостон, я попадаю там в окружение, где могу свободно говорить обо всем и со всеми, что у меня не очень получается в Праге и даже в Москве.

- К вопросу о возможности говорить то, что хочется, - при кажущейся свободе наших СМИ, как вы считаете, достаточно ли здесь реальной свободы или по сей день существуют ограничения на "говорение правды"?

- На говорение, пожалуй, пока нет. Мы здесь можем сидеть и говорить все, что угодно. Но ограничения существуют в том смысле, что нельзя говорить там, где это имеет значение. Что у нас больше всего имеет значение? Телевидение. Вот там ни о чем нельзя говорить. В другой прессе по-разному: скажем, в газетах чуть больше, в интернете еще больше, но все это ограничено. Кроме того, мне неприятно об этом говорить, но многие люди привыкли о некоторых предметах вообще молчать, они так чувствуют себя безопаснее. Вот интересный контраст. Все спрашивают: почему ты так интересуешься политикой, почему ты так политизирован? Это для меня как разговор шоферов. Я, впрочем, приехал из страны, где и с шоферами говорят о политике. Здесь же мне задают такие вопросы люди интеллигентные. А кому же вы отдали политику - я спрашиваю этих людей, это же ваша страна? Да, хотели в Америке проголосовать против Буша, не получилось, но это всех волнует, и люди переживают. Или, наоборот, люди радуются - те, что голосовали за Буша. Или когда в Судане плохо, люди собирают деньги, люди оказывают давление на администрацию, чтобы это объявили геноцидом, чтобы туда отправили какие-то деньги┘ У меня такое впечатление, что в Москве никого не волнует, как живут люди, ну скажем, в Иркутске. И я не слышал в Москве много дискуссий┘

- Москва очень оторвана от регионов, к сожалению┘

- Таким образом, Россия оторвана от всего мира, а Москва оторвана от России, и это создает очень странное впечатление. Люди отгородились, они живут в вольере и делают вид, что они свободны.

- Даже на книжном уровне эта связь отсутствует. Московские книги во многие регионы просто не поступают. Авторы просто сами пересылают свои (да и не только свои) книги друзьям.

- Это связано с доставкой, это дорого. Книги недешевые, а если их еще пересылать при нынешних тарифах, это их еще удорожает и многие люди тридцать раз подумают, прежде чем покупать┘

- А как вы считаете, в общем - должны быть книги дороги или дешевы?

- Рынок должен найти ту среднюю величину, на которой автор и читатель сойдутся. Естественно, книги здесь не должны стоить столько, сколько они стоят, допустим, в США, где у людей больше доходы. И, естественно, к сожалению, авторы в России не могут рассчитывать на размеры гонораров, которые их коллеги получают в Штатах. И кстати, не такие большие гонорары, если не считать людей, которые пишут массовую литературу, или, скажем, лауреатов Нобелевской премии, или кандидатов в лауреаты. Здесь иногда я смотрю, что деньги бывают несоразмерными, хотя я не упрекну совершенно, я знаю, как живут мои друзья, и никто лишних не получает.

- На вечере в "Билингве" вы касались вопроса о кризисе в современной литературе - и в американской, и в русской. Могли бы подробнее об этом рассказать?

- Кризисы в американской и русской литературе совершенно разнородны, и о них трудно говорить в одном контексте. Под американской я имею в виду всю англоязычную, потому что она представляет собой ее крупнейший раздел. И в целом никакого кризиса в ней нет, несмотря на регулярные слезы книгоиздателей, большинство жанров находится в расцвете, и я мог бы навскидку перечислить десяток-другой просто замечательных прозаиков, начиная с Филипа Рота и Сола Беллоу (хотя последний, конечно, уже сошел с дистанции).

Кризис в поэзии реален, и это в значительной мере кризис просодии. У его истоков - Роберт Лоуэлл, начинавший как виртуоз классической метрики, а затем посреди карьеры полностью изменивший манеру: книга "Life Studies" написана полностью верлибром, причем крайне скупым, которого не спутаешь с плотной прозой. Сама эта книга замечательна, но то, что из нее вышло, обернулось некоторой засухой, и засилье этого предельно разжиженного письма было долгим и тяжким.

Сейчас многие пытаются возвращаться, по крайней мере отчасти, к классической метрике и ритму, есть даже целая школа "неоформалистов", хотя нельзя сказать, чтобы в ней изобиловали гиганты.

Есть и другие, более глубинные причины кризиса поэзии в либерально-демократическом обществе (Maya Angelou, если кто читал эту пакость), но для их анализа нужно много времени и места.

Ситуация в русской литературе иная, потому что кризис в ней общий, социально-системный, в котором она - только отдельная лагуна. Человек не может быть писателем или поэтом сам по себе, иначе бы мы, графоманы, не сбивались постоянно в кучки, - а ведь есть еще и читатели, о которых забывать вредно. Что касается русской прозы, то она, на мой взгляд, попросту умерла, и я больше туда не заглядываю. Заранее прошу прощения у тех, кто считает себя исключением, но проверять нет времени и желания. Главный симптом беды - полное пренебрежение реалистическим методом, который почему-то путают с реализмом. Поскольку проза не может быть полностью абстрактной (нельзя прочитать даже страницу бессмысленного текста), выходит нечто вроде "третьяковских" полотен, написанных третьеклассниками - безумные цвета, корявые человечки с лапками┘ Слепоглухонемые сочиняют байки для слепоглухонемых.

С поэзией ситуация лучше, потому что традиция не умерла целиком, она пережила коммунизм и сохранилась даже у тех, кто от нее отторгается. Не могу назвать ни одного нового поэта, перед которым подмывало бы упасть на колени, но хорошие стихи есть у многих - стихи короче романов и легче полируются. Но ничего из этого не сварится, пока вся культура набекрень, а культура - компонент общества, которое тоже набекрень.

- Хотелось бы отвлечься от злободневных тем и поговорить о ваших детских стихах. Как эти стихи получились?

- Я не помню, когда это было. Это было где-то в начале 70-х годов. Я жил в Казахстане. И не очень я был счастлив! И хотел заработать каких-нибудь денег своим ремеслом. И сделать это можно было либо переводами, либо детскими стихами. Перевод - надо было стоять у кормушки, их раздавали. Кому туркменских, кому кавказских. У меня не было там знакомых, и я взялся за детские стихи, написал книжку о посещении зоопарка, которая называется "Бестиарий". Эти стихи я послал в Москву, и одна моя хорошая подруга переслала их Заходеру. А потом прислала мне его письмо, где он очень хорошо отозвался, хвалил и сказал, что давайте, вы одаренный человек, печатайтесь. И когда я в первый раз приехал в Москву, я понес их в журнал "Мурзилка", где мне сказали, что, конечно, стихи вы писать умеете, но все это двусмысленно, и какие-то ненужные подтексты, и наши дети не поймут... С тех пор я просто забыл про эти стихи, они где-то лежали, а я уехал. А потом, когда началась перестройка, кто-то нашел эти стихи, и за их публикацию взялось издательство, которое организовал мой знакомый, приятель старый. А Витя Коваль, которого вы не так давно видели на моем "камерном" выступлении в клубе "Апшу", их иллюстрировал. Эта книга была уже, собственно, набрана, когда издательство рухнуло. И книга опять пропала. А потом такой человек из Екатеринбурга, поэт и бизнесмен, а теперь еще и издатель Сергей Слепухин заинтересовался, потому что я дочке его маленькой послал пару стихотворений, она их иллюстрировала. Она художница. И она захотела увидеть всю книжку. Он поехал в Москву, разыскал эту книжку, привез в Екатеринбург┘ Дочка ее проиллюстрировала целиком, и он ее издал. Сначала он хотел издать книжку в Москве в издательстве "НЛО", которое ее приняло, но насчет спонсорства и денег там возникли конфликты, а поскольку деньги все равно не мои, в конечном счете он издал ее в своем частном издательстве. И вот она вышла в Екатеринбурге, но до Москвы пока не докатилась. В Екатеринбурге она практически разошлась, и в каком-то смысле даже была бестселлером, но в Москве издатель обратился в пару магазинов, где, конечно, знают меня, но от детских стихов отказались.

- Как вообще прошла эта поездка в Москву?

- Я приехал на этот раз в Москву после трехлетнего отсутствия, и я знаю, что это не мой дом. "Дом - этом место, куда тебя обязаны пустить", - говорил Роберт Фрост, а здесь не обязаны, да и ладно. И тем не менее, говоря трезво, мало на земле городов, посещение которых доставляло бы мне такую радость. Тут дело, конечно, в избранном мною роде занятий, из-за которого, как бы я ни любил, скажем, Новую Зеландию, меня все-таки будут любить больше в России - это слово не ошибка, оно точное, и все время стесняешься, сомневаешься, заслужил ли. Хотя любви по заслугам не бывает!

А на этот раз все было особенно успешно, я завел новых друзей и повидался со старыми. И пусть новые созревают в старых, а старые остаются как были. Дружба и любовь между людьми важнее всех мыслимых родин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1620
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
794
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4054
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3151

Другие новости