0
1306
Газета Интернет-версия

16.06.2005 00:00:00

Полутона "Сопромата"

Тэги: сопромат, поколение, поэзия, сборник


Презентация вышедшей в издательстве "ОГИ" "серии книг новейшей русской поэзии" под названием "Сопромат" почти совпала с презентацией второго выпуска издаваемой клубом "Дебют" и издательством "АРГО-РИСК" серии поэтических книг "Поколение" (9 и 8 июня, клубы "Проект ОГИ" и "Билингва" соответственно). Разница между проектами - в отчетливости основополагающего концепта. Серия "Поколение" представляет "самых ярких" авторов нового поколения, которое "вошло в поэзию в начале XXI века". Фактически же речь идет об авторах, прошедших суровую профессиональную селекцию в рамках премии "Дебют", во многом наследовавшей Союзу молодых литераторов "Вавилон", детищем которого является издательство "АРГО-РИСК". Здесь давно занимаются новым поколением авторов, которое условно можно назвать "поствавилонским", - их появление, собственно, и привело к естественному завершению проекта "Вавилон". Тогда как серия "Сопромат" - один из проектов "литературно-виртуального сообщества "Полутона" (сайт www.polutona.ru), насчитывающего 27 авторов весьма солидного возрастного разброса. Восемь из них являются авторами презентуемых книг, среди которых и координатор серии "Сопромат" Олег Шатыбелко.

Пространство действия обеих серий практически совпадает. Как в отношении авторов (для иллюстрации: презентуемая в "Поколении" Юлия Идлис является автором "Полутонов", а презентуемая в "Сопромате" Марианна Гейде - лауреат премии "Дебют" 2003 года), так и в отношении "судий": выбранные Олегом Шатыбелко в качестве авторов предисловий, а фактически - в качестве оценщиков своих подопечных в большинстве своем принадлежат к тому же поколению "вавилонцев", что и кураторы "Поколения" Виталий Пуханов и Дмитрий Кузьмин. Правда, "благословляющие" авторы предисловий книг "Сопромата" по возрасту соответствуют части авторов этой серии.

Сам по себе этот факт, естественно, не криминален. Но даже если оставить в стороне отдающие схоластикой подсчеты годов рождения, ну не получается заявленной в серии "Сопромат" "констатации поэтического единства пространства и времени"! О чем убедительно свидетельствуют книги этой серии.

Тут следует оговорить важную вещь. С появлением интернета и активным использованием его возможностей для надобностей литературного процесса стали возникать теории о неком качественном изменении этого самого литпроцесса, более того - о появлении особой, рожденной в недрах сети литературы. Отсюда эта разница в оценках авторов в проектах "Поколение" и "Сопромат": в первом говорится о "новой" литературе, во втором - о "новейшей", то есть как бы новой по отношению к уже заявившей себя как "новая". Но при чтении текстов авторов "Сопромата" несостоятельность такой постановки вопроса становится очевидной, чему способствуют и замечательные в большинстве своем предисловия.

Илья Кукулин, Вадим Калинин, Дмитрий Воденников, Станислав Львовский, Ольга Зондберг в своих предисловиях пишут о признаках новой поэзии, возникшей с приходом XXI века, о ее преемственности и отличии по отношению к предшествующей, но ни слова - о глобальной роли интернета, который, понятно же, в данном случае является пусть важным, но лишь инструментом. С наибольшей убедительностью рассказ о новой поэзии звучит в контексте творчества действительно младшего поколения - Марианны Гейде, Юлии Тишковской, Евгении Риц, Екатерины Боярских. Главное у них - стремление с помощью поэзии ощутить и осмыслить наш мир, который для них - в силу принадлежности этому времени - является наиболее своим и естественным. Думается, сказанное Вадимом Калининым о героине Марианны Гейде можно распространить на всех авторов новой поэзии: это "существо весьма рефлексивное, часто желчное, склонное к недовольству собой, окружающим миром и, как следствие, к духовным исканиям", в ходе которых происходит принципиальное "помещение героя в страдательную позицию по отношению к среде обитания". Невозможно не согласиться и со словами Ильи Кукулина, сказанными в адрес Екатерины Боярских: "Самое удивительное, что этот раздробленный и потерянный персонаж - любящий, влюбленный, просящий прощения".

Иными словами, поводов для оптимизма достаточно. Возникают и развиваются как виртуальные, так и "материальные" сообщества, формируются новые авторы, находятся адекватно понимающие их критики, и выходят серии книг, пусть даже в них случаются поэтические преувеличения оценки собственного контекста и контента. Как пишет одна из ярких звезд нового поколения Марианна Гейде, героиня вечера в "Проекте ОГИ", читавшая не только свои тексты, но и отсутствующих авторов: "Может быть, это боги надо мною смеются - а и пускай смеются".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2134
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4857
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2663
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3068

Другие новости