0
785
Газета Печатная версия

29.06.2006

Поцелуй Иуды

Тэги: тайсен, тень галилеянина


Герд Тайсен. Тень Галилеянина: Роман / Пер. с нем. М.Витковской. – М.: ИД «Флюид», 2006, 320 с.

Попытки переписать историю христианства, активно предпринимаемые в последнее время, по сути, сводятся к отрицанию божественной природы Христа. Современный человек, вкусивший многочисленных «свобод от┘» и изнеженный комфортом общества потребления, готов принять лишь облегченную версию Бога в упаковке с надписью «лайт». Бог-Свидетель и Бог-Судья «осложняет жизнь», поэтому и стало необходимым появление земного, «слишком человеческого» Иисуса-обывателя из «Кода да Винчи». И коль скоро попытки переписать историю христианства не вызывают отпора, они закономерно повторяются вновь и вновь.

Роман Герда Тайсена «Тень Галилеянина» оспаривает традиционную историю христианства в области иудео-христианской проблематики. В своей переписке с вымышленным оппонентом автор прямо говорит о стремлении ниспровергнуть основы христианской традиции.

«Тень Галилеянина» написана с гораздо меньшей изобретательностью, чем роман Дэна Брауна, имеет предельно простой сюжет и состоит в основном из диалогов религиозного содержания и иудейских псалмов. Главный герой повествования – зажиточный еврейский торговец, волей обстоятельств втянутый в перипетии социально-политического и религиозного кризиса в Палестине на рубеже Новой эры. Поневоле став осведомителем римских властей, он отправляется в путь, который лежит через «горячие точки» страны: посещает общину ессеев в Кумране, волнующиеся Иерусалим и Галилею, попадает в плен к зелотам. Повсюду он слышит об Иисусе из Назарета и беседует о Нем то с римским чиновником, то с книжником, то с простым крестьянином, то с богатым аристократом. В день казни Христа он встречается с Пилатом в его дворце.

Своей целью автор книжки обозначает «воссоздание исторического Христа», однако заранее предупреждает о вольной интерпретации исторических фактов и о свободном обращении с датировкой известных событий. Декларируемая автором приверженность социально-политической истории не мешает ему вкладывать в уста героев многочисленные диалоги исключительно религиозного содержания.

Христос Тайсена, как и Христос Брауна, – земной человек. Появление мессии объясняется в книге исключительно политическими причинами: евреи устали от господства римлян и от классовых конфликтов. «Исторически реконструированный» Иисус Тайсена имеет мало общего с христианским Сыном Божьим – это прежде всего революционер, смутьян, а кроме того – «крестьянский поэт, обогативший еврейскую литературу чудесными маленькими историями». (То, что все четыре Евангелия написаны на греческом языке, не удерживает Герда Тайсена от этой филологической выдумки.)

Кризис религиозного и нравственного сознания в иудейском мире автор замалчивает – напротив, всеми силами подводит читателя к мысли о близости проповедей Иисуса и текстов священных иудейских книг. Он называет Христа «обычным Иудейским законоучителем». Его не смущает тот факт, что иудеи исключили из Ветхого Завета Книгу Пророка Даниила и некоторые другие именно потому, что в них есть пророчества о пришествии Иисуса Христа. Евреи отвергли Христа как мессию, потому что считают, что истинный Мошиах ни в коем случае не займется реформацией Моисеева Закона, но, напротив, будет сам соблюдать его во всех тонкостях и следить, чтобы его свято соблюдали все представители народа, принявшего его у Синайской горы. Иисус же не считал Себя сыном ветхозаветного Бога-отца, а значит и не был правоверным иудеем. Об отце иудеев Он сказал: «Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанн, VIII, 44).

В тексте романа допущены и другие очевидные логические противоречия и неувязки. Например, герой Тайсена испытывает неприязнь к ессеям – предшественникам христиан, считает, что Иисус сеет смуту в народе, и видит в Нем источник опасности для государства, но при этом почему-то, рискуя жизнью, безуспешно защищает Христа на допросе у Пилата. Кроме этого герой повествования, равно как и служители иудейского культа, озабочен защитой Пятикнижия от экспансии эллинистической языческой культуры. В одном из отчетов римлянам он характеризует Иисуса как философа-киника, то есть последователя вредоносной языческой философской традиции. Но и это странным образом дает ему повод к отчаянной защите Иисуса перед римлянами... Почему? Очень просто – у читателя должно сложиться мнение, что в смерти Христа виноваты исключительно римляне.

Однако мотивы Пилата, выносящего приговор Иисусу, удивляют своей легковесностью: он всего лишь опасается, что христианский призыв возлюбить врагов лишает римских солдат боевого духа: «Даже самые безобидные чудаки могут стать угрозой для государства». Наверное, поэтому он предоставляет последнее слово народу. Народ выбирает распять Иисуса.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org