Лидия Чуковская. Из дневника. Воспоминания. – М.: Время, 2010. – 672 с. ISBN 978-5-9691-0495-2
Лидия Корнеевна Чуковская (1907–1996) вела дневники в течение всей жизни – «во времена Сталина, когда «гибель выла у дверей», когда общество было напугано до состояния обморока», и позднее, когда «внезапный стук в дверь перестал обозначать: за тобою пришли, а значил – к жизни вернулся друг». Именно благодаря дневникам появились знаменитые «Записки об Анне Ахматовой». В данной книге собраны записи о Борисе Пастернаке, Константине Симонове, Иосифе Бродском, Александре Солженицыне, писательнице, драматурге и переводчице Тамаре Габбе. Некоторые подготовила к печати сама Чуковская, другие увидели свет после смерти автора.
Вячеслав Пьецух. Искусство существования: Эссе, рассказы. – М.: ЭНАС, 2009. ISBN 978-5-93196-959-6
Новый сборник прозаика Вячеслава Пьецуха (р. 1946) включает эссе и рассказы разных лет. В них писатель пытается дать ответ на вопрос, как жить в современном мире, чтобы не растерять вечные ценности, привитые нам классической литературой, и быть счастливым. Хотя счастье бывает разным – «острым» и «хроническим». «Острое – это в большинстве случаев реакция на победу в продолжительной и многотрудной борьбе за что угодно, хоть за лишние десять соток, хоть за распределение по труду». А хроническое – это «когда тебе давно и доподлинно известно, что счастье есть всего-навсего отсутствие несчастья, когда ты изо дня в день как-то подробно ощущаешь работу своего духовного организма... и при этом тебя переполняет сознание личного бытия».
Стефан Цвейг. Погребенный светильник: Легенда/ Пер. с нем. Эллы Венгеровой. – М.: Текст, 2010. – 158 с. ISBN 978-5-7516-0839-2.
Книга-легенда австрийского писателя Стефана Цвейга (1881–1942), впервые переведенная на русский прошлогодним лауреатом премии им. Жуковского Эллой Венгеровой, посвящена путешествию иудейского семисвечника – меноры – через Рим, Константинополь, Карфаген назад, в Иерусалим, где его закапывают в землю. «Отныне Богу решать, останется ли светильник сокрытым до конца времен или же народ наконец вернется на родину и светоч восстанет из своей никому не ведомой могилы».
Владимир Бибихин, Георгий Гачев, Константин Пигров, Светлана Семенова. Дневник современного философа. – М.: МГИУ, 2009. – 142 с. (Современная русская философия, № 4). ISBN 978-5-2760-1741-9
По мнению составителей, дневники философов напоминают нам об исконной сущности философии, сформулированной еще Сократом, как стремления к мудрости, умения в повседневности, бытовой банальности обрести мудрое отношение к жизни. Дневниковая подборка Владимира Бибихина (1938–2004) была подготовлена для несостоявшейся публикации в «НГ» весной 1992 года. Записи Георгия Гачева (1929–2008) и Светланы Семеновой охватывают один период – 2005–2006 годы. Завершает сборник подборка питерского философа, завкафедрой социальной философии философского факультета СПбГУ Константина Пигрова (р. 1938), являющегося активным апологетом самой идеи ведения дневника.
Карен Степанян. Явление и диалог в романах Ф.М.Достоевского.– СПб.: Крига, 2010. – 400 с. ISBN 978-5-901805-47-3
В книгу достоевиста, вице-президента российского Общества Достоевского Карена Степаняна вошли 11 фундаментальных глав, посвященных творческому методу Федора Достоевского. Центральная проблема – «реализм в высшем смысле» (Степанян предпочитает именовать этот метод так же, как сам Достоевский): сущность и основные принципы, антропология и теодицея, предшественники и последователи и т.д. Прежде чем перейти непосредственно к перечисленным вопросам, Степанян пытается разобраться в том, что же вообще такое «реализм» и был ли автор «Бесов» реалистом. И сразу приходит к выводу о необходимости освоения духовных основ реализма в поэтике Достоевского и рассмотрения его текстов в свете христианского мировидения. Не случайно в книге идет речь о мирской святости в текстах писателя и о его видении перспективы «быть как боги».