0
2646
Газета Интернет-версия

07.11.2013 00:01:00

И снова перед выбором

Виктор Шейнис

Об авторе: Виктор Леонидович Шейнис – политический деятель, политолог, экономист.

Тэги: шейнис, власть и закон, конституция


шейнис, власть и закон, конституция Вот-вот... Фото Владимира Захарина

В конце текущего года в издательстве «Мысль» выходит книга Виктора Шейниса «Власть и Закон. Политика и Конституции в России в ХХ-ХХI веках».

Книга – о Конституциях. И о том историческом контексте, в котором они появлялись. О том, что в России порядок социальной жизни всегда определяла власть, нередко порывая с ограничивающим ее законом.

Как и почему лишь в ХХ веке самодержавная монархия подошла к конституционному строю? Чем была и чем могла стать Конституция Николая II? Почему не состоялась российская Конституанта – Учредительное собрание, избранное на первых в истории страны свободных выборах? Чем был советский конституционализм и как в четырех его Конституциях отразились изменения коммунистического режима? В чем уроки конституционной истории России для сегодняшнего дня?

Особое место в книге принадлежит Конституции 1993 года в проектах и в жизни. Автор, один из активных участников ее разработки, показывает, как трудно шли к ней и почему страна получила глубоко противоречивый документ. Почему власть, как и прежде, доминирует над правом.

Главный вывод автора – предельная зависимость каждой Конституции от текущей политической и идеологической конъюнктуры и высокая независимость политической системы России и СССР от юридических установлений, независимость властей предержащих от норм провозглашенной Конституции. Таков инвариант российского конституционализма на протяжении всей его истории. В континууме власть (политическая система) – закон (Конституция) первичным и определяющим всегда была власть. Исходя из разных соображений, под давлением или по произвольному выбору, власть вводила или изменяла Конституцию. Но никогда ни одна Конституция не сдерживала власть, когда та действовала в нарушение конституционных норм. Отдельные исключения были кратковременны, ситуативны и не меняли сложившейся десятилетиями практики. Поэтому и Конституции, как правило, были искаженным отображением политической системы. Чтобы реализовать демократический и правовой потенциал Конституции, необходима основательная реформа системы власти. Предлагаем читателям «НГ-EL» фрагменты из эпилога этой книги.


Виктор Шейнис

В начале ХХI века авторы оригинальной концепции многовековой истории России – Ахиезер, Клямкин, Яковенко – завершали свою работу вопросом: наступает конец многовековой истории России или открывается новое начало? Проходят годы, а очевидного ответа на этот вопрос все еще нет. Съехала ли колымага российской истории в привычную колею или перед нами – лишь промежуточный результат демократической революции рубежа 1980-1990-х годов?

«Стать Европой» – так либерально-демократическая мысль перестроечного времени, переходившая от перетолкования идей позднего Ленина в понятиях советского новояза к содержательному разговору с обществом, определила смысл и цель начавшихся перемен. В политике это означало переход от тоталитарного, хотя и подвергшегося размягчению режима, к конкурентной электоральной демократии и ее органическое включение в сообщество передовых демократических стран. Верно ли была поставлена цель? Обладает ли Россия потенциалом, необходимым, чтобы совершить такой переход? И сделать это еще до того, как встанет глобальный вопрос: сумеет и успеет ли европейская цивилизация подстроить под собственные основания политической организации, как это произошло с рядом ее ответвлений (offsprings) за морями и океанами и продолжает происходить с рядом стран иной культуры, весь остальной, численно превосходящий и нависающий над нею мир? Мир стал многополюсным, многосоставным. Состоялось «пробуждение Азии», хотя и не так, как это выглядело в наивно-революционных мечтаниях Ильича. Черта подведена под европейским колониализмом. Ответом на него стала «афро-азиатизация мира», о вызове которой говорит академик Давидсон. Сама европейская цивилизация испытывает колоссальные напряжения и подвергается разрушительным процессам. Так не сбывается ли пророчество о «закате Европы» и не оказывается ли вообще под вопросом гегелевское понимание прогресса как неуклонного распространения принципа свободы? А если все это так, то не настала ли пора «начать, упреждая закат Запада, поиск иной, более перспективной модели развития»? Обернуться к нему, как однажды вызывающе бросил Александр Блок, «своею азиатской рожей»? Благо, нет недостатка в разновидностях концепции «особого пути» России. И мы вновь оказываемся перед развилкой: «интегрироваться все-таки в западную цивилизацию, внутри нее встречать ее грядущие кризисы и преодолевать их вместе с ней и на основе ее достижений» либо, отвергнув ее фундаментальные ценности, выстраивать «русскую» или «евразийскую» цивилизацию, понадеявшись найти для себя достойное место в системе межгосударственных союзов, альтернативных атлантическим. Этот путь, сознавая то или нет, пытается повторить власть, обосновавшаяся в России в ХХI веке. Между тем сможет ли Россия в обозримое время «стать Европой» – вопрос открытый, а вот дороги в Азию, назад, у нее нет.

В годы, когда авангардная роль Европы в мировом развитии сомнений не вызывала, Василий Ключевский написал: «Наша история идет по нашему календарю: в каждый век отстаем от мира на сутки». Сутки – это, конечно, образ. В действительности Россия двигалась рывками, то приближаясь, то удаляясь от европейского человечества. Дважды в ХХ веке казалось, что разрыв вот-вот будет преодолен. Дважды стечение конкретных исторических обстоятельств, вполне объективных, но вовсе не детерминированных неизбежно, отбрасывало страну с как будто уже достигнутых рубежей.

В первый раз – в начале века. Сейчас, когда заинтересованному читателю стали доступны целые пласты исторических источников и литературы, можно проследить по дням, а то и часам, как ход событий вел русскую революцию от Февраля к Октябрю, как оказалось – к катастрофе. И не в силу каких-то неодолимых законов истории. А главным образом – по причине непонимания грозных вызовов разбушевавшейся социальной стихии, пониженного чувства опасности и стратегической беспомощности политической элиты России, представители которой оказались у рычагов власти, которой они долго и безуспешно домогались в борьбе с двором и царской бюрократией. Зная, что произошло потом, можно сожалеть, что в час смертельной опасности не были предприняты напрашивавшиеся шаги, когда еще было время. Выход из войны без расчета на плоды проблематичной победы. Признание и легализация «черного передела», совершавшегося в деревне. Форсирование выборов в Учредительное собрание и легитимация новой власти. Вошедшие в правительство ученые, юристы и литераторы, прошедшие лишь начальную школу неполноценного конституционализма и парламентаризма, но не «ответственного правительства», оказались неспособны к искусным политическим маневрам, посредством которых только и можно было спасти положение.

Но истоки беды – не в 17-м, а в 14-м году, когда авантюристы втравили безвольного и недалекого царя в войну, каких – по масштабу и предельному напряжению сил – Россия никогда не вела и в которой победить не могла. Ибо с середины XIX века она терпела поражения во всех войнах, а в какой победила на поле боя – проиграла дипломатически и политически. И хотя вступление в войну никакого отношения не имело к действительным интересам страны, все российское общество, за исключением маргинальной и маловлиятельной партии, впало в экстаз милитаристской истерии. Не только столичный плебс, бросившийся громить здание германского посольства в Петербурге, но и ученые мужи, патриоты и либералы, возомнившие, что мечта российских императоров – злосчастные Проливы – на расстоянии вытянутой руки. А когда десять миллионов озлобленных и вооруженных крестьянских парней, проведших три года в окопах и увидевших свой интерес в безотлагательном переделе земли, были втянуты в политику, когда Петроградский совет, легитимированный улицей, издал известный приказ № 1, при котором никакая армия не то что воевать, но даже и существовать не может, справиться со стихией уже не смогли ни генералы, ни политики. Когда же, пропустив все сроки, страна на свободных выборах избрала Учредительное собрание, силы, способные защитить первую и последнюю российскую Конституанту, не сумели вовремя сорганизоваться. Банк сорвали узурпаторы, которые на короткий срок овладели большинством в Советах, избираемых на не всеобщих, неравных, непрямых выборах. Именно война стала питательной и воспитательной средой установившегося в России режима. Без ее решающего вклада большевизм состояться бы не смог.

Шанс, который был весьма перспективным до мировой войны и вновь приоткрылся было в Феврале, был утрачен – почти на весь ХХ век. Хорошо известно, что произошло потом с выборами, с парламентаризмом и конституционным строем. С врагами. С союзниками, которые помогли большевикам утвердиться у власти. С миллионами граждан, выброшенных из родины. С дореволюционной интеллигенцией и новыми ее поколениями, наструганными новой властью. С крестьянским большинством, ликвидированным как класс, да и всем населением страны, познавшим «второе издание крепостничества». Зато Россия с присоединившимися к ней республиками после победы в Отечественной войне, которая стоила ей не менее 27 миллионов жизней, превратилась во вторую сверхдержаву мира. С «самыми справедливыми» в ее истории границами, как было заявлено на XIX съезде КПСС. С атомными бомбами и ракетами, под сенью которых она 40 лет держала в подчинении почти половину Европы, с которыми она все же проиграла холодную войну и пришла к общему кризису системы государственно-бюрократического социализма.

Вторая попытка России стать «вполне нормальной» страной была предпринята в годы перестройки и постперестройки. Это, конечно, была совершенно другая, чем в начале века, страна – индустриальная, городская, образованная, создавшая мощные научные центры, накопившая социальный и интеллектуальный капитал (хотя общество – или, точнее, «общественность» – было политически менее зрелым, чем в 1905-1917 годах). Обрела рыночные институты. Открылась вовне для своих граждан. Освободилась от многого из того, что мешало стать современным обществом, в частности – от империи и от реальной возможности империю воссоздать. Стряхнула неподъемное бремя мировой сверхдержавы (хотя имперские амбиции одних и фантомные боли других продолжают отравлять наше общество).

И все же вторая попытка прорыва не удалась. Более того, в важнейших проявлениях общественной жизни Россия оказалась отброшенной в лучшем случае на раннеперестроечные рубежи. Ползучая реставрация авторитарного режима обозначилась уже на закате «эпохи Ельцина». Смена социального и политического активизма апатией и покорностью большей части общества, деградация гражданской и культурной жизни, политическое и моральное разложение перестроечного актива, соблазнившегося службой в государственных учреждениях, и приход в них свежей генерации бюрократов с соответствующими ценностями и представлениями – все это качественно меняло состояние общества и расширяло возможности набиравшего силу государства. Разделение ветвей власти замещалось пресловутой «вертикалью», конкурентная система – политической монополией, а парламент, суд, партии и другие демократические институты – симулякрами.

Отметим два момента, которым принадлежала особая роль в этой деволюции.

Во-первых, болезненные рыночные реформы, которые проводились в обществе, приученном жить при государственном социализме. Выход из него вообще не может быть безболезненным. «Смена строя, пусть даже на более совершенный, требует определенной цены, причем цены высокой, и заплатить ее должно будет общество, – говорил Адам Михник, рассказывая о польском опыте и ссылаясь на Дарендорфа. – Экономические реформы всегда ведут через долину слез... Чтобы стало лучше, сначала должно быть хуже. Все дело, однако, в том – насколько и сколь долго хуже».

Методы проведения рыночных преобразований, каковы бы ни были мотивы и намерения реформаторов, поспособствовали удовлетворению интересов бюрократии и сумевшей воспользоваться плодами приватизации буржуазной прослойки. И ухудшили материальные и социальные условия жизни масс народа всерьез и надолго. Не приходится удивляться, что вскоре сработал «закон бумеранга обманутых ожиданий».

Все это отбросило едва ли не большинство прежних сторонников перемен в оппозицию к реформаторам, дискредитировало в представлениях значительной части общества сами понятия реформы и демократии. А когда социальная ситуация, то и дело приближавшаяся в 90-х годах к взрыву, стабилизировалась, зарплаты стали, как правило, выплачиваться вовремя, доходы большинства – расти, настроения в обществе стали меняться. Между этим большинством и людьми у власти был заключен неформальный социальный контракт: скромное, но более или менее устойчивое повышение жизненного уровня в обмен на политическую лояльность. Массовое сознание не улавливало, что для этого у государства появились материальные возможности, каких не было ни у Горбачева, ни у Ельцина, и что в том никаких заслуг нынешних властей нет. Просто в нулевые годы мировой рынок по-иному оценил наследие, оставленное современной России Ермаком Тимофеевичем и другими сибирскими первопроходцами.

Новая власть не отменила раздел «общенародной» собственности между «своими» – она занялась ее переделом, заодно отстранив олигархов, «засветившихся» попытками вмешаться в политику. Разрушение социальной сферы, циничное обогащение государственной верхушки и прикосновенных к ней лиц, эксцессы их скандально-демонстративного потребления и разгул коррупции приобрели еще больший размах и беззастенчивые формы. Чтобы осознать связь всего этого с утверждавшимся политическим режимом людям, приходящим на избирательные участки, их большинству требуется время. Точно так же люди, на себе ощущающие развал бесплатной медицины, образования, жилищного хозяйства, остаются в плену мифологии оборонного сознания и соглашаются с направлением весомой части национального дохода на наращивание военно-стратегического потенциала, существенно превышающего, по оценкам специалистов, требования оборонной достаточности.

Во-вторых, на укрепление антидемократического режима сработал один из главных, исторически укоренившихся пороков социальности, отличительная особенность социопсихологического комплекса в России. И не только в России. Лауреат Нобелевской премии Фридрих Август фон Хайек во всемирно известной «Дороге к рабству», перечисляя достоинства, которых не хватает «типичному немцу» (терпимость и уважение к другим людям и их взглядам, независимость мышления, способность отстаивать свои убеждения перед вышестоящими и т.д.), выделяет из них «главное – здоровое презрение и нелюбовь к власти, порождаемые лишь долгой традицией личной свободы (подчеркнуто мной – В.Ш.)». Хайек писал это в годы Второй мировой войны, когда в Германии – и не в ней одной – господствовал тоталитарный режим. Вероятно, столь категорическое суждение не стоит распространять на все власти во все времена. Но еще более абсурдна и вредна антитеза: слепое доверие граждан к государству, в особенности к его высшим представителям, и тем более – их безоговорочная поддержка.

В России сакрализация государства, то усиливаясь, то ослабевая, имеет давнюю историческую традицию. В наши дни отторжение от лидеров, возглавивших выход из коммунизма, сменилось прославлением пришедшего им на смену государства, будто бы «поднявшего страну с колен». Этим заняты политики, журналисты и мастера культуры. Государство, говорят нам – величайшая ценность из всех, созданных русским народом, его надо беречь и укреплять. Заботу о безопасности государства его апологеты, атакуя конституционный принцип, ставят наравне или даже на несколько порядков выше соблюдения и защиты прав человека. Понятие «государственник» стало в широком словоупотреблении высокой оценкой и комплиментом в адрес того или иного деятеля.

Характерна в этом отношении идейная эволюция Солженицына. «Предшественники Путина развалили государство, а он восстанавливает его, преодолевая тяжелое наследие прошлого, воплощая мечту о сильной России». Круг замкнулся: от яростного антикоммунизма знаменитый писатель пришел к порицанию тех, кто демонтировал большевистский строй, и к одобрению – во славу сильного государства! – не просто режима, который представляет реинкарнацию авторитаризма, но и «национального лидера», не упускающего случая обозначить свое расположение к Лубянке.

Итак, две попытки выхода на историческую магистраль, предпринятые Россией в ХХ веке, не удались. Возможна ли третья? Если да, то в каком виде ее можно представить и насколько она удалена от дня сегодняшнего? Если нет, то что ожидает нашу страну в меняющемся мире?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1077
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
555
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3099
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2458

Другие новости