0
2685
Газета Интернет-версия

19.12.2013 00:01:00

Сквозь смерть

Тэги: яров, повседневная жизнь блокадного ленинграда


яров, повседневная жизнь блокадного ленинграда

Сергей Яров. Повседневная жизнь блокадного Ленинграда.
– М.: Молодая гвардия, 2013. – 314 с.

В предисловии автор пишет о необходимости отказаться от «хрестоматийного глянца», нанесенного на трагическую историю города в годы Второй мировой. Поэтому привлекая различные, в том числе архивные, источники, питерский историк Сергей Яров реконструирует события 1941–1944 годов – от начала до окончательного снятия блокады. В исследовании описаны продовольственная ситуация в Ленинграде, санитария, вопросы досуга, преступность, проблемы эвакуации.

Чтение книги наводит на невеселые размышления о виновниках трагедии города на Неве. И не только о гитлеровцах или об ошибках командования Красной армии. Напомню, что уже 8 сентября 1941 года войска группы армий «Север» дошли до Волхова, что, собственно, и привело к началу блокады. Важнее оценить отношение власти к собственному населению.

Яров приводит постановление Ленгорисполкома (аналог современной мэрии) от 20 декабря 1941 года, регламентирующее выдачу бензина различным ведомствам. Больше всего (20 тонн) отпускалось «ответственным работникам» (то есть себе самим – партийной, коммунистической номенклатуре), в то время как трест хлебопечения, от которого в прямом смысле зависела жизнь граждан, получал лишь 13,5 тонны. Здесь нужно иметь в виду также и количество автомашин – к гаражам городской администрации было приписано 348 машин, в то время как Наркомат торговли (ведавший доставкой хлеба) имел 125 автомобилей, а «Скорая помощь» – 179.

Думается, здесь также следует обратить внимание на плохо использованные возможности снабжения города. В свое время Марком Солониным было справедливо отмечено, что для обеспечения ежесуточного пайка ленинградца (700–800 граммов хлеба) требовались ежедневные рейды пяти–семи барж. В то время на Ладоге было 29 барж. Тем не менее город умирал от голода. Проблема со снабжением не решалась и зимой. Не хватало топлива. Так, 15 декабря 1941 года на Ладоге стояло 120 машин из-за отсутствия бензина. Поэтому неудивительно, что горожанин, имея на руках карточки на получение продовольствия, не мог их отоварить.

Отсюда возникновение черного рынка. Если государственная цена на хлеб в Ленинграде достигла уровня 1 руб. 70 коп. – 1 руб. 90 коп. за килограмм, то рыночная стоимость во второй половине декабря 1941 года составляла уже 300–400 руб., а в последнюю неделю месяца достигла 500 руб.

Яров обращает внимание, что большой проблемой было также нарушенное водоснабжение. Зимой 1941/42 года вышло из строя 6399 вводов (42% от общего числа) и 90% внутридомовых водопроводных труб.

Отмеченный дефицит топлива не позволял использовать много машин для вывоза погибших и умерших от истощения. Вот свидетельство очевидца, приведенное в книге: «Грузовик, набитый голыми мертвецами стоя, перехваченный веревкой посередине и первый голый бородатый старик с руками, сведенными на животе, а в эти руки кем-то всунут вверх ногами трупик младенца годика на два». В некоторые машины умудрялись положить до 500 трупов.

Но машинам надо было еще доехать до кладбища по покрытым льдом и снегом дорогам. «Когда машины буксуют, грузчики быстро подсовывают под колесо ближайшего мертвеца».

Отдельно пишет Яров о трагедии детей. Так, основную часть детдомовцев эвакуировали в 1942 году. В первую очередь вывозили наиболее крепких, а слабых оставляли «укрепляться» (слова работников детдомов) скудным блокадным пайком под нацистскими налетами и артобстрелами.

Исследователь опровергает устоявшийся миф о якобы существовавших «ракетчиках» – немецких агентах и коллаборантах, специальными сигналами корректировавших действия авиации противника. В принципе в их существовании сомневались уже некоторые ленинградцы. Ученый приводит слова Владимира Даева, справедливо утверждавшего, что в «какофонии света», вызванной пожарами, огнем зениток, прожекторами, сложно заметить свет сигнальной ракеты. Тем более этот свет не очень сильный и горит недолго. Можно вспомнить, что партизаны при взаимодействии с советской авиацией применяли костры.

Жаль, Яров не привел свидетельства горожан, ставших эмигрантами второй волны (Анатолий Даров «Блокада», Константин Криптон «Осада Ленинграда»):  эти мемуары лишены цензуры и самоцензуры, неизбежных в тоталитарном обществе. Тоже жертвы блокады. Не от хорошей жизни эмигрировали...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
529
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
869
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1318
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
952

Другие новости