0
7548
Газета Интернет-версия

22.05.2014 00:01:05

Мамлеев, Бычков и «учитель Пелевина» Покровский

Тэги: нонконформизм, премия, церемония, кошки, фуршет, юрий мамлеев


нонконформизм, премия, церемония, кошки, фуршет, юрий мамлеев Наша кошка любит книги и рукописи. Фото Андрея Щербака-Жукова

Прошлой ночью нам было не до сна. Шутка ли, на носу пятая, юбилейная, церемония вручения премии «Нонконформизм»! 

Кстати, здесь обязательно нужно отметить, что нонконформизм и нонфикшн – это разные вещи, и премия наша к нонфикшну (то есть к нехудожественной литературе) если и имеет отношение, то весьма опосредованное. Мы все это разъясняли неоднократно, и особенно подробно – в прошлом году, но конкурсанты продолжают путать и переспрашивать. И шлют на конкурс свои замечательные рецензии, интересные эссе, остроумные статьи, занимательные заметки и пр. и пр. Очень это все хорошо, но это все нонфикшн, а вовсе не обязательно – нонконформизм. 

Поэтому перечитайте, пожалуйста, этот абзац, если вы еще не поняли. А для особо непонятливых перескажем старый анекдот. Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это не муж и жена, а четыре разных человека. А Слава Капээсэс – вообще не человек.

Также мы много раз объясняли, что мы, конечно же, в курсе того, что сам принцип нонконформизма исключает любую возможность получения какой-либо премии. Да, идея премии «Нонконформизм», по сути, безумна. Но согласитесь, чем безумнее идея, тем больше она нас воодушевляет. А чем больше мы воодушевляемся, тем стремительнее нас тянет на концептуальный жест. 

люди
Метафизик и нонконформист
Юрий Мамлеев.
Фото со страницы
Философского клуба на Винзаводе
в социальной сети Facebook

В прошлом году, к примеру, одна из членов жюри вручала победителям дипломы в совершенно прозрачном платье. А сегодня… Нет, прибережем сюрприз до вечера. А для особо непонятливых процитируем Высоцкого: «Пусть безумная идея, не рубайте сгоряча – отвечайте нам скорее через доку главврача…»

Итак, алогизм и безумие, безумие и алогизм. В какой-то степени – андеграунд и маргинальность. Отчасти – вызов и экспериментаторство. Особенно в этом смысле замечательна номинация «Нонконформизм-поступок». Тексты сюда номинируют сами авторы, что никак не характеризует их как абсолютных нонконформистов. Причем и члены жюри, и номинанты сознают возникающий эффект абсурда. Но он нас только подзуживает.

Итак, рукописей на конкурс в 2014 году поступило раза в три больше, чем в прошлом, 2013-м. То есть количество авторов, идущих не в ногу с мейнстримом, резко возросло. А может, слава о премии постепенно доходит до обновленных окраин нашей необъятной родины и выходит за ее пределы. География тех, кто сражался в этот раз за абиссинскую (немурлычащую, согласно легенде) кошку, широка и непредсказуема. От, простите, Израиля, до, простите, Украины.

Лауреатов у нас, как прежде, трое. В номинации «Нонконформизм-судьба» премия присуждается классику метафизического реализма Юрию Мамлееву за «метафизику переулка». Первый и последний советский андеграундный писатель, к которому приходили все, – это, конечно же, Юрий Мамлеев. Он был в андеграунде и в Советском Союзе, в Южинском переулке, и в эмиграции. И когда он вернулся, тоже мало что изменилось. В общем и в целом более нонконформистского писателя, кажется, трудно представить. Трудно представить и то, что он наш современник.

Премия в номинации «Нонконформизм-поступок» присуждается прозаику и сценаристу Андрею Бычкову за роман «Олимп иллюзий». Он представил на свободный конкурс яростный, безумный текст. Это фантасмагория на грани абсурда, Леонид Добычин на грани Даниила Хармса. 

Андрей Бычков – это как Александр Галич сегодня: успешный постсоветский сценарист, получивший за картину «Нанкинский пейзаж» «Приз Эйзенштейна» немецкой кинокомпании «Гемини-фильм», награду гильдии сценаристов России, специальный приз Международного Ялтинского кинорынка и еще несколько международных премий. Но несмотря на все это, он пишет прозу – смешную, злую, остроумную. И абсолютно некинематографическую. И его новый роман – тому ярчайшее доказательство.

Ну а спецприз сегодня заберет Владимир Покровский с формулировкой «за самые непопсовые произведения самого попсового жанра». Это звезда так называемой Четвертой волны советской фантастики. В 80-е годы он блистал на семинарах, где молодые авторы стремились «сделать из фантастики литературу» и в качестве образцов для подражания выбирали не мастеров космоопер и фэнтези, а Томаса Манна и Германа Гессе. 

Он всегда был склонен к экспериментам – соединял традиции фантастики с литературой абсурда, со стилистикой сна, с самыми различными формалистическими приемами. Молодой Виктор Пелевин, придя в этот круг, очень многое, как считают критики, почерпнул для себя. Фактически Владимир Покровский был одним из тех, под чьим влиянием формировался его художественный язык. 

При этом сейчас Покровский пишет фантастику, словно бы принципиально без оглядки на конъюнктуру и запросы рынка. Его новый роман «Персональный детектив» вышел в провинциальном Липецке тиражом 40 экземпляров. При всем при том это действительно полноценный русский роман, с множеством сюжетных линий и целой галереей ярких характеров, и самая настоящая научная фантастика, действие которой происходит в далеком будущем и далекой-далекой галактике…

А теперь про наш сегодняшний номер. Он, как вы, наверное, догадываетесь, по традиции – специальный и почти целиком отдан под тексты участников конкурса «Нонконформизм-2014». Причем – и в этом отличие этого года – не только финалистов и лауреатов, но и тех, кто не добрался до шорт-листа. В то же время некоторые финалисты остались без публикаций в этом номере. 

Руководствовались мы вот чем. Многие литераторы-нонконформисты (см. прошлый номер «НГ-EL») попали в финал не с рукописями, а с готовыми книгами или публикациями в солидных изданиях. А перепечатывать в газете фрагменты из книг или толстых журналов немного странно. И даже отчасти глуповато. Глуповатость в пушкинском смысле мы вообще-то любим и всячески приветствуем, но стараемся не перебарщивать.

Мы постараемся не перебарщивать и сегодня вечером. И вы тоже не перебарщивайте. Но обязательно приходите. 

В общем, всех, кому это интересно, кому небезразличны судьбы современной независимой русской литературы, мы приглашаем на церемонию «Нонконформизм-2014». А для особо непонятливых поясняем: ждем всех-всех-всех без предварительных звонков и аккредитаций сегодня, 22 мая в 19.00 в клубе «Китайский летчик Джао Да» (Лубянский проезд, 25/12, стр. 1, м. «Китай-город»).

Ориентир – памятник Кириллу и Мефодию (а как же!). Он там рядом. Можно сначала возложить цветы этим просветителям и основателям славянской азбуки, а потом – на церемонию, в «Китайский летчик...» 

До встречи! 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1084
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1727
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1578
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2959

Другие новости