0
3567
Газета Интернет-версия

15.10.2015 00:01:00

Неудобный писатель

Тэги: литература, литературоведение, серебряный век, иван шмелев, гражданская война, революция


книга
Лидия Спиридонова.
Художественный мир
И.С. Шмелева.
– М.: ИМЛИ РАН, 2014.
– 240 с.

Он симпатизировал революционерам, но после встречи с ними разочаровался в революции.

В статье «Подвиг» он с благоговением писал о белогвардейцах, ушедших в Первый Кубанский (Ледяной) поход, видя в них «бессмертный смысл – отсвет Голгофской жертвы». Но одновременно в рассказе «Каменный век» белые предстают разбойниками.

Он выступал за социальную справедливость. Осуждал в «Человеке из ресторана» власть имущих, толстосумов, в письмах с неприязнью отзывался о «людях с бумажниками и с крепким карманом». Однако не без идеализации писал о них же в «Богомолье» и «Лете Господнем».

Не любил символистов, но дружил с одним из них – Константином Бальмонтом.

Его считают христианским писателем, приводя в качестве примера «Пути небесные» или «Старый Валаам». Но именно он утверждал, что отлученный от церкви Лев Толстой – это наш «русский Христос».

Сложный писатель и человек  Иван Шмелев (1873–1950). Вряд ли, несмотря на всю свою коммерческую востребованность и популярность как среди простых читателей, так и литературоведов, он остается прочитанным.

Монография исследователя творчества Шмелева Лидии Спиридоновой анализирует творчество писателя от ранних дореволюционных произведений до поздней прозы. Отдельно рассмотрен вопрос об оценке автора «Гражданина Уклейкина» зарубежной критикой и проблемы текстологии. Последнее очень важно. Ведь Шмелев нередко спустя годы возвращался к старым вещам, в результате чего мы имеем по несколько вариантов одного и того же произведения. Например, поздняя редакция новеллы «Почему так случилось» по объему превышает примерно в полтора раза первоначальный текст. Есть варианты и знаменитой эпопеи «Солнце мертвых»...

Также важно иметь в виду, что зачастую тексты писателя воспроизводятся без исправления опечаток, нередко меняющих смысл или затрудняющих его понимание, и без восстановления пропусков. Согласитесь, фраза из рассказа «Полочка» звучит по-другому, если из нее опустить фрагмент, выделенный курсивом: «В тот памятный вечер в моем сердце затеплилась искра: я почувствовал пока бессознательное уважение к книге».

Но главное – это исследование эволюции творчества Шмелева. Спиридонова справедливо указывает, что несмотря на популярность ранних вещей («Человек из ресторана» был переведен на несколько европейских языков) «произведения, написанные Шмелевым в эмиграции, в несколько раз превосходят дореволюционные». Важной вехой в данном случае выступает «Солнце мертвых». Исследователь рассматривает ее в контексте концептуалистически близких произведений писателя («Каменный век», «Убийство»), проводя линию от первых вещей, в которых намечается разочарование в революции («В Сибирь за освобожденными»). Интересно сравнение мотива революции как безумия («Это было») с «Записками сумасшедшего» Николая Гоголя, «Палатой № 6» Антона Чехова и «Записками из подполья» Федора Достоевского. Жаль, что это сравнение у Спиридоновой дано лишь пунктиром.

«Солнце мертвых» непосредственно связано и с личной трагедией Шмелева. Его сын Сергей, подпоручик-артиллерист Белой армии, оставшийся после эвакуации врангелевских войск, был расстрелян большевиками. Шмелев считал, что Сергея казнили 29 января 1921 года: в этот день ему приснился сын, лежащий на чистом белье. Но, судя по всему, расстрел произошел позднее, 3 марта. Именно такая дата была написана Максимом Горьким на шмелевском письме, в котором тот рассказывал о гибели сына и просил автора «Дела Артамоновых» помочь ему покинуть Крым.

Но и вне Крыма, а затем и вне Советского Союза трагедия влияла и на жизнь писателя, и на его творчество. Некоторые критики считали, что крымские события в определенной степени деформировали его прозу, сделав ее экзальтированной.

К сожалению, книга не лишена ошибок, впрочем, легко устраняемых при переиздании. Так, следует отметить, что генерал-лейтенант Яков Слащов никогда не командовал армией, автор «Политических сказочек» Федор Сологуб никак не может быть назван «далеким от политических тем», да и творчество Михаила Зощенко, с его трагедией маленького человека, вряд стоит сводить только лишь к «антимещанской сатире», пусть и «блистательной».

А Шмелев действительно сложный писатель. Или неудобный – то ли своей популярностью, то ли противоречиями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
260
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1364
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
1638
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1331

Другие новости