0
1655
Газета Печатная версия

09.02.2017 00:01:00

Соединяя Азию с Европой

Китайские предложения по восстановлению Шелкового пути

Тэги: китай, экономика, политика, евразийский экономический союз, россия, казахстан, белоруссия, киргизия, армения, шелковый путь


китай, экономика, политика, евразийский экономический союз, россия, казахстан, белоруссия, киргизия, армения, шелковый путь Монгольский пейзаж, каким его увидел художник XVI века... Иллюстрация из книги

О китайском мегапроекте формирования Экономического пояса Шелкового пути опубликовано множество материалов, ему посвящается череда научных форумов. Недавно в Институте Дальнего Востока Российской академии наук был выпущен первый сборник статей, подробно освещающих важнейшие грани этой темы.

Сенсационная концепция, намечающая контуры нового типа сотрудничества огромного конгломерата государств от Китая до Европы, была провозглашена в сентябре 2013 года. Материалы сборника показывают, что за прошедшее время китайские руководители успели сделать немало. Они создали Фонд Шелкового пути с капиталом 40 млрд долл. (кстати, он приобрел 9,9% в проекте «Ямал СПГ»), выступили в качестве организатора и крупнейшего вкладчика Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (100 млрд долл.), заключили соглашения об экономическом сотрудничестве и подписали документы о совместных проектах с десятками государств Экономического пояса.

Китайский проект содержит в себе несколько смысловых пластов. Один из них, наиболее общий, – это призыв к развитию разнообразных торгово-экономических связей, к либерализации торговли, экономической интеграции, вплоть до создания зон свободной торговли. Второй – строительство густой инфраструктурной сети, которая обеспечила бы «взаимосвязанность» всех регионов Экономической полосы. Третий – создание совместных проектов с участием китайского капитала, от энергетических и транспортных до информационно-технологических. Китай стал ныне не только «мировой фабрикой», но и крупнейшим экспортером капитала, ищущего новые точки приложения, в том числе посредством кредитования поставок собственных технологий и рабочей силы. Наконец, четвертый пласт – подъем западных районов самого Китая, которые получают доступ к внешнему миру и воздвигают у себя крупные логистические хабы.

Естественно, не каждое китайское предложение при детальном изучении признается в том или ином государстве подходящим для местных условий, однако в целом китайские проекты встречаются с одобрением, особенно в развивающихся странах: они открывают этим странам путь к индустриальному развитию, пусть и с сырьевым уклоном, но в соответствии с их реальными возможностями на современном этапе.

книга
Новый Шелковый путь и
его значение для России/
Под ред. В.Г. Петровского
(отв. ред.),
А.Г.Ларина, Е.И.Сафроновой.
– М.: ДеЛи плюс, 2016.
– 134 с.

Россия нашла свой способ совместного с Китаем равноправного участия в строительстве евразийской интеграции, выработав концепцию сопряжения двух интеграционных проектов – Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Армения) и Экономического пояса Шелкового пути. Сопряжение включает в себя как двусторонние проекты с участием китайских инвестиций, прежде всего остро необходимых для подъема Сибири, так и диалоги Россия–Китай и ЕАЭС–Китай, позволяющие уточнять сферы взаимодействия и совершенствовать правила и нормы экономического обмена сторон. Наиболее противоречивым является вопрос об открытии зоны свободной торговли между Китаем и ЕАЭС, который может быть решен лишь постепенно, в течение длительного времени. Среди двусторонних проектов выделяется совместная прокладка первой в России высокоскоростной магистрали Москва–Казань, которую нередко рассматривают как участок будущей обновленной трассы Москва–Пекин.

Изучение материалов сборника подводит к мысли о том, что новый Шелковый путь несет России и новые вызовы, и новые шансы. Россия не в состоянии изменить складывающийся баланс мировых сил, но она должна в полной мере использовать открывающиеся ей возможности: эффективно распорядиться китайскими инвестициями; модернизировать европейскую и дальневосточную части Транссиба, по которым китайские товары идут в Европу и порты Дальнего Востока.

В целом же нынешнее сопряжение двух интеграционных проектов рассматривается в России лишь как первый этап в продвижении к далекой, но заманчивой цели – созданию Большого евразийского экономического партнерства, которое должно стать ускорителем экономического прогресса на континенте и укрепить международное положение России.   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков о душегубе Соколове, псевдопатриотах и вновь о "деле Гусейнова"

Константин Ремчуков о душегубе Соколове, псевдопатриотах и вновь о "деле Гусейнова"

0
1001
В Туле отметили юбилей комедийного фестиваля

В Туле отметили юбилей комедийного фестиваля

Ольга Галицкая

Смотр «Улыбнись, Россия!» прошел в 20-й раз

0
147
Подмосковный полигон Тимохово избавят от свалочного газа

Подмосковный полигон Тимохово избавят от свалочного газа

Георгий Соловьев

Работы по рекультивации проходят под общественным контролем

0
310
Прибавьте шагу, если хотите дольше жить

Прибавьте шагу, если хотите дольше жить

Анжела Галарца

Тяжелые травмы получают порой в неумеренном стремлении заниматься спортом

0
369

Другие новости

Загрузка...
24smi.org