0
2233
Газета Интернет-версия

16.02.2017 00:01:00

В начале безумия

Тэги: история, мемуары, революция, петроград, большевики, монархия, николай ii, деникин, эмиграция


книга
Петр Половцов.
Дни затмения.
Записки
главнокомандующего
войсками
Петроградского военного
округа.
– М.: Вече, 2016.
– 320 с.

Не все воспоминания подробны. И уж тем более объективны. Касаясь событий февраля 1917 года, немногие мемуаристы, как, например, автор знаменитых «Очерков русской смуты» генерал-лейтенант Антон Деникин, могут похвастаться корректным изложением фактов. Книга востоковеда генерал-лейтенанта Петра Половцова (1874–1964) точно «не закрывает тему». Впрочем, ее автор честно признавался, «приступая к обнародованию своих воспоминаний», что это лишь «сборник личных впечатлений, вынесенных из только что пережитого прошлого».

Во время массовых беспорядков в Петрограде, приведших в итоге к отречению императора Николая II и возникновению Временного правительства, наш герой довольно быстро включился в деятельность Временного комитета Государственной думы (прообраз Временного правительства). В дальнейшем он стал начальником Петроградского военного округа и именно в этом статусе подавил июльский путч большевиков. Затем отставка, так как глава кабинета министров Александр Керенский «мне не может доверять», а общественность «возмущена контрреволюционными приемами, применяемыми к арестованным в моем штабе».

Несмотря на недолгое пребывание у власти, в своих воспоминаниях Половцов обращал внимание на многие интересные факты, с которыми он сталкивался, работая с новым правительством. Например, что еще до отречения императора к ним уже прибывали «депутации» от разных воинских частей «с выражениями верноподданничества революции», и с этими делегатами было «много возни». В числе прочих явились представители царского конвоя и дворцовой полиции, «без корон на погонах» и «с огромными красными бантами». После их ухода «вспоминаем доблесть швейцарской гвардии», оставшейся до конца верной Людовику XVI.

Факт парадоксальный, если при этом учесть, что на раннем этапе существования тогда же возникшего радикального петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, по слухам, которые приводит Половцов, большинство (210 из 230 человек) было за сохранение института монархии.

Другим не менее «грустным зрелищем», по признанию мемуариста, стало «появление Гвардейского экипажа с красными тряпками, под предводительством великого князя Кирилла Владимировича». Но – будем откровенны – и сам мемуарист мало чем отличался от критикуемых им персонажей, так как тоже не защищал государя. В данном контексте симптоматична судьба генерала после отставки с поста коменданта столичного гарнизона. Какое-то время он командовал Кавказским конным корпусом, в 1918 году несколько месяцев сражался с большевиками, в частности, предпринял попытку сформировать в Ессентуках Кабардинский конный полк, а затем, сосредоточившись «на довольно трудной, но занимательной задаче – спасении собственной шкуры», навеки покинул Россию. И ведь сложно назвать Петра Александровича трусом – все-таки он был ветераном двух войн, получил ордена Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святого Георгия 4-й степени и Георгиевское оружие за личную храбрость.

В качестве дополнения к тексту Петра Половцова в книге приводится подробный историко-биографический очерк Александра Сенина. А также не менее обстоятельные аналитические статьи Аркадия Гольдина и Константина Семенова о Кавказской туземной («дикой») дивизии, начальником штаба которой перед революцией был мемуарист, и про ударные части, командира которых – генерала Корнилова – он поддерживал и иначе как «милейшим Лавром Георгиевичем» не называл.

Приходится только сожалеть о досадной ошибке в оформлении книги: разночтении заголовка книги на обложке (неправильный вариант) и титульном листе (правильный). 

А само название воспоминаний – это перифраза слов чеченского муллы, сказанных Половцову, о затмении (безумии): «временно ниспосланном Аллахом на человечество». Остается только понять – закончилось ли оно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1561
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1141
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1307
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1373

Другие новости