Михаил Демидов помогал поэтам представить свои тексты со сцены. Фото Андрея Щербака-Жукова
Вечером 29 июля ушел из жизни Михаил Демидов, которого многие поэты, барды и независимые музыканты Москвы и других городов знали под именем Шаман. И хотя он был по образованию художником, а по устремлению души музыкантом, очень многое его связывало и с литературой.
Свой творческий путь он начал в Калининграде, и уже первой его заметной работой стал вышедший в 1999 году спектакль Калининградского областного театра кукол «Сентиментальное путешествие с Пушкиным» – лирическая фантазия по мотивам путевых заметок поэта, где Михаил Демидов был главным художником-постановщиком.
В 2003 году он перебрался в Москву и влился в сплоченный коллектив художников МХАТа под руководством Татьяны Дорониной. Здесь он участвовал в постановке таких значительных спектаклях, как «Мастер и Маргарита и «Комедианты господина» («Кабала святош») по Михаилу Булгакову, «Женитьба Белугина» и «Красавец мужчина» по Александру Островскому, «Васса Железнова» по Максиму Горькому, «Так и будет!» по Константину Симонову, «Западня для королевы» («Рюи Блаз») по Виктору Гюго и др.
Подыгрывая на перкуссии коллеге по художественному цеху МХАТа Сергею Морозову в его группе «Апология», Михаил Демидов почувствовал себя музыкантом. Но решительный перелом произошел после лета 2009 года, проведенного в Коктебеле. Места, неразрывно связанные с именем Максимилиана Волошина и других поэтов Серебряного века, заставили его сменить род деятельности. Он стал музыкантом, но весьма необычным. Он подыгрывал на всевозможных шумящих и звенящих инструментах поющим поэтам, да и не поющим, а просто читающим стихи со сцены тоже. Он соглашался даже поучаствовать в сценических опытах, связанных с чтением под аккомпанемент перкуссии отрывков прозы.
Кажется, что он вообще никому не отказывал. Играл постоянно. Мало людей настолько легких на подъем и готовых на любой, в том числе и литературный, эксперимент, каким был Михаил Демидов. Кроме «Апологии» он аккомпанировал Михаилу Башакову, Олегу Чилапу, Сергею Рыженко, Олегу Куприеву, Сергею Дубову, участникам Поэтического содружества информантиков (ПСИ) и другим музыкантам и литераторам независимой сцены. Участвовал во всероссийских фестивалях: Грушинский, «Пустые холмы», «Купала на Рожайке» и др. Михаил Демидов отличался веселым нравом, был неизменно общителен. Общаться с ним было всегда легко.
Шаман, мы не забудем бой твоих тамтамов. Московской андеграундной сцене не будет тебя хватать.