0
1301
Газета Печатная версия

05.10.2017 00:01:00

Лучший способ выживания

Игорь Жуков шествует от авангарда к классике и обратно

Тэги: поэзия, детская литература, айвазовский, брюллов, шишкин, васнецов, крамской, живопись, введенский


поэзия, детская литература, айвазовский, брюллов, шишкин, васнецов, крамской, живопись, введенский Энергетический взгляд поэта Игоря Жукова. Фото Ольги Беловой

В кафе «Жан-Жак», что на Никитском бульваре, прошел вечер московского поэта и прозаика Игоря Жукова. Он продолжил серию поэтических выступлений, известных под названием «Жан-Жаковские чтения». Среди гостей было немало узнаваемых поэтов, писателей, художников и искусствоведов: Андрей Усачев, Тим Собакин, Данила Давыдов, Алексей Капнинский, Татьяна Метакса, Марина Потоцкая…

Открывали вечер, как всегда, культуртрегеры и поэты Юрий Цветков и Данил Файзов. Они предложили слушателям небольшой экскурс в историю создания «Жан-Жаковских чтений» как опыта камерного общения поэта и слушателей.

Поэт, филолог и литературный критик Данила Давыдов произнес вступительное слово. Он говорил о том, что Жуков способен на высоком художественном уровне писать стихи для взрослых и стихи для детей, малую прозу, повести-сказки и либретто для мюзиклов, пьесы и сценарии для мультфильмов и даже, хотя и менее художественно, петь и танцевать… При этом, по словам Давыдова, автор «на поле» так называемой взрослой поэзии выступает и как авангардист, и как приверженец классических традиций. Но в любом случае лирическое Я Жукова – страдающее Я, находящееся в постоянном формальном поиске.

Сам поэт объясняет секреты своей «творческой кухни» следующим образом: «Для меня важны прежде всего ритм (или его сбои?) и связанная с ним пластика (Парщиков как-то назвал это «синтаксис»). При моей неизбывной сентиментальности меня прежде всего интересует то, что я для себя обозначаю «пластика», – например, уже лет 15 я пытаюсь заставить себя и реципиента услышать в том, что я пишу, некое колыхание пустоты различной длительности. Достигается это явственнее и точнее именно при чтении вслух».

Вечер начался с чтения нового поэтического цикла «Стихи к 12 картинам и более». Почему эти картины сопровождают нас всю жизнь? Почему их репродукции мы с самого раннего детства видим в детских садах, школах, поликлиниках, столовых, барах? Почему эти картины нравятся всем: и высоколобым эстетам, и людям, весьма далеким от любых художественных практик? Почему, казалось бы, навсегда оставив эти картины в прошлом, словно детские игрушки, мы порой возвращаемся к ним и испытываем эстетический шок?.. На эти вопросы пытается ответить Игорь Жуков в своих стихах, написанных в традиционной манере с классическим размером и рифмой, стихов, как бы сочетающих в себе взгляд из XIX века и взгляд современный. «Волна» Ивана Айвазовского, «Дети, бегущие от грозы» Константина Маковского, «Всадница» Карла Брюллова, «Птицелов» Василия Перова, «Дождь в дубовом лесу» Ивана Шишкина, «Иван-царевич на Сером Волке» Виктора Васнецова, «Неизвестная» Ивана Крамского… Созерцание этих картин, по мнению Игоря Жукова, добавляет некую стабильность изрядно расшатанному сознанию современного российского человека. Вот «Богатыри» Васнецова: «И, в общем, всё не так уж скверно,/ Хотя почти лежишь уже,/ Когда три всадника модерна/ Над стойкой бдят на рубеже».

Во втором отделении вечера состоялась микропрезентация новой сказки-детектива «Библиотека царя Бабуина III, или Приключения в Бронсонии». Также поэт прочел несколько своих стихотворных квазимистерий из книги «Лягушки Энергии». Здесь Жуков предстает более как поэт-верлибрист, развивающий традиции русского авангарда, прежде всего Александра Введенского. Но и тут постоянно присутствует то, что сам Жуков называет «градус страдания», «интонация Книги Иова», которые способны у него уживаться с фарсом: «Прости, не могу,/ Я по натуре куплетист./ То ли восторг, то ли ужас цепляется за саднящие губы./ И восторг, и ужас – сплошное зияние».

Многие из присутствующих заметили, что чтение Жуковым своих стихов несет большой энергетический заряд. Неудивительно, что в конце вечера у поэта, по его собственному выражению, «подгибались колени» от такой сильной отдачи. Но эта отдача для Жукова, по его же словам, «лучший способ выживания».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мистерия собирания бога

Мистерия собирания бога

Юрий Татаренко

Санджар Янышев о священной траве исырык и о том, как птицы могут быть насекомыми

0
2161
Люблю как голос хора

Люблю как голос хора

Глеб Богачев

В «Стихотворном бегемоте» вспоминали поэта Владимира Гоголева

0
406
ЛиФФт кочует по России

ЛиФФт кочует по России

Людмила Вязмитинова

V Всероссийский литературный фестиваль фестивалей пройдет в Москве

0
193
Париж Набокова, Краснодар Кузнецова…

Париж Набокова, Краснодар Кузнецова…

Мария Бахтинова

Образ города обсуждают в Гданьске

0
166

Другие новости

Загрузка...
24smi.org