0
1330
Газета Печатная версия

11.10.2018 00:01:00

Излечись сам

Учение Кастанеды на службе психотерапевтов

Тэги: кастанеда, психология, психоанализ, социология, шаман, оккультизм, сибирь, америка, юнгианство, учебник, духипредки, визионерство


37-14-2_t.jpg
Шаман – в чем-то тоже психиатр. Фото Pixabay

В аннотации высказана мысль, наповал сражающая человека без модного некогда психологического образования: цикл Карлоса Кастанеды об исследованиях измененного сознания актуален в психотерапии. Американский практикующий психолог Дональд Ли Уильямс написал исследование в 1981 году, в начале 90-х оно выходило на русском языке в вульгарной мягкой обложке, давно стало библиотечной редкостью. Но по тому, что оно переиздано сейчас в твердом переплете и солидном оформлении, можно предположить, что его описание «пути знания» в сообществе мозгоправов считается авторитетным.

Можно также предположить, что молодость доктора Уильмса пришлась на тот период, когда популярность Кастанеды, а также изменяющих сознание, вредных и запрещенных средств в молодежной среде оставалась высокой. Сопоставить эти труды с классическим психоанализом и юнгианством представляется делом естественным. Но для того чтобы использовать Кастанеду в качестве практического руководства в относящихся к медицине практиках, нужна определенная смелость. Оказывается, то, что мы всегда считали литературой, что определено во времени, классифицировано и исследовано критикой, есть медицинский учебник.

«Какие же душевные раны могут излечить волнующие образы этих историй? – вопрошает доктор Уильямс. – Как нам следует понимать раскрывающиеся образы мира дона Хуана, чтобы достойно и без жалкой имитации мы могли бы интегрировать их в нашу урбанизированную жизнь?» Вопрос о том, зачем нам их интегрировать, не стоит. Автор выкрутил нам руки: «Социальные и религиозные устои прошлого… больше не дают нам духовной пищи. Сегодня для многих людей традиционные религиозные скрепы, устои семьи, социальные и политические проблемы жизни заменены психотерапией». Покончив с этой новостью, доктор переходит к анализу личности Карлоса Кастанеды. «Здесь мы, как в зеркале, можем обнаружить многое, составляющее нас самих: утрату самооценки, озабоченность силой, страх близости, предпочтение информации перед знанием, неспособность доверять своему собственному переживанию, чрезмерная зависимость от интеллекта и в конечном итоге – пренебрежение своими собственными лучшими качествами». Весь этот, простите за двусмысленность, комплекс зовет нас искать мудрости у дона Хуана. Мудрость гласит: все мы делимся на четыре группы: обычные люди, охотники, воины и видящие. Обычный человек становится добычей зверя бессознательного, будучи побежден страхом. Охотник зверя не боится, он старается постичь, в чем же заключается его бессознательное желание. Воин не только наблюдает свое бессознательное, но и активно в нем участвует с помощью воображения, проще говоря, сражается со зверем. «Видящий предвидит те трудности и опасности, с которым сталкивается воин; видящий направляет свою жизнь с помощью того, что он видит». Карлос – психологический охотник, на пути знания становящийся воином. Опираясь на это утверждение, Дональд Уильмс делает заключение, что он еще и шаман: ведь в древности земледельцы и скотоводы, в обществах которых чувство индивидуальности было подавлено, выбирали себе священников, а охотники и собиратели – шаманов, путешествовавших по другим мирам. Священник рукополагается через традицию, а охотник-шаман посвящает себя сам на основе собственного опыта. «Одним из примеров, – говорит автор, – может служить история сибирского шамана Кизласова, который после тяжелой болезни, визионерских блужданий и наставлений духов-предков предстал в состоянии транса перед шаманом-предком для посвящения. Предок-шаман измерил окружность, вес и длину его барабана, сосчитал все брелоки на нем и после этого представил его помогающим духом». То есть посвящение состоялось.

37-14-12_t.jpg
Дональд Ли Уильямс.
Пересекая границу:
психологическое
изображение пути знания
Карлоса Кастанеды /
Пер. с англ. И. Зеленского.
– М.: Городец, 2017. – 176 с.

С помощью дона Хуана Карлос достиг желаемого. Из пренебрегающего своими лучшими качествами слабака с низкой самооценкой он стал идеальным воином. «Стер свою личностную историю, разрушил свои рутинные привычки, взял на себя ответственность за ту задачу, которая у него была в жизни, разглядел смерть как своего советчика на пути знания». Чего доктор и нам желает, а если некогда и дорого лежать на кушетке психоаналитика, то вот, пожалуйте книжку почитать. На четвертой обложке красуется логотипчик Фонда психического здоровья, а все в той же аннотации сказано, что книга адресована психологам-практикам и студентам. И всем, кому интересна глубинная, она же аналитическая, психология. Логотип и фокус-группа представляются явлениями взаимоисключающими: о каком здоровье, излечении душевных ран может идти речь, если нас будут лечить исходя из подобных трудов, измеряя длину, извините, барабана? Доктор Льюис cпутал психотерапию c литературной критикой: все, что касается мотивов и опыта героев Кастанеды, обстоятельств создания его книг, звучит убедительно.   



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россия закрывает Севморпуть

Россия закрывает Севморпуть

0
2362
Операция прикрытия «Камуфляж»

Операция прикрытия «Камуфляж»

Игорь Атаманенко

Как КГБ шифровал своего «суперкрота» в ЦРУ

0
1822
Бразилия готовится к битве за океан

Бразилия готовится к битве за океан

Владимир Щербаков

Подводный флот страны станет крупнейшим в Латинской Америке

0
1042
«Чиновники не должны играть на поле монополий»

«Чиновники не должны играть на поле монополий»

Анна Макарова

Участники круглого стола, обсудившие реализацию нацпроекта «Образование», критически высказались по поводу сокращения федерального перечня учебников

0
826

Другие новости

Загрузка...
24smi.org