0
1100
Газета Печатная версия

13.09.2000

Расправа над семинаристами

Тэги: Петербург, семинария, Сорокин, Патриарх


Ситуация в Санкт-Петербургской духовной академии развивается по самому худшему из возможных сценариев, напоминающему одновременно и откровенную расправу со студентами, и разгром санкт-петербургских духовных школ.

После всего произошедшего в Петербурге летом этого года и продолжающего происходить осенью никакие слова о каноническом праве, церковном суде, соборности и участии мирян в жизни Церкви в отношении Московской Патриархии на веру принимать больше не стоит. Судя по действиям митрополита Санкт-Петербургского Владимира и епископа Тихвинского Константина, основой внутренней политики современной Русской Православной Церкви является произвол епископов, ограничивающийся исключительно их частными соображениями о политической, экономической либо любой иной, кроме канонической, целесообразности собственных действий.

Напомним ход событий последнего месяца.

8 августа митрополит Санкт-Петербургский Владимир официально предъявил диакону Александру Мусину обвинение в организации студенческого "бунта". Отец Александр, который все лето безуспешно пытался добиться приема в Патриархии, обращается 9 августа с открытым письмом к Патриарху Алексию II с просьбой рассмотреть в церковном суде выдвинутые против него обвинения в надежде опровергнуть клевету. Уже более месяца ни о какой реакции Патриарха на просьбу о судебном разбирательстве так и неизвестно.

Почему? Если студенты не правы, и имел место "бунт наглых школяров", то сколь назидательно будет показать публично их неправоту! Чего же так боится Патриархия?

Еще летом ректор вызывал некоторых студентов и требовал, чтобы они письменно оклеветали диакона Александра Мусина как организатора студенческого протеста.

Текст бумаги, которую требует от студентов ректор, примерно такой: "Поскольку большинство архиереев осудило наш поступок, то мы не можем идти против священноначалия и т.д.". Покаяние должно быть не только письменным, но и публичным (!). Ректор говорит, что поскольку публично кричали "анаксиос", то должны публично и каяться. Некоторые студенты считают такое покаяние ложным и для себя как для православных христиан недопустимым.

В принципе покаяться в своих действиях для христианина не зазорно. Можно осудить сам "анаксиос", "круглый стол" в Доме журналиста, студенческие сходки и обращения. Но что делать с претензиями к Игнатию (Тарасову), обвиняемому в вымогательстве денег и продуктов. Их тоже не было?

Тема "заказного" и "проплаченного" скандала для ректора основная. Учитывая, что на летнем Синоде митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу пришлось отстаивать инспектора академии, всеми уважаемого протоиерея Георгия Тельписа, то для больного воображения митрополита Владимира и епископа Константина "источник финансирования" бунтовщиков "ясен". Окружение епископа Константина распускает по академии слух, что им доподлинно известно, кто именно и сколько заплатил диакону Александру Мусину, чтобы он через организацию студенческого протеста "свалил" митрополита и ректора.

Так канонические действия студентов против неканонического рукоположения викарным епископом взяточника пытаются представить как интриги членов Священного Синода, конечная цель которых - смена церковного руководства Петербурга.

Очевидно, что это грязная ложь и клевета на Церковь.

Накануне учебного года отчислено уже 9 человек: Виктор Мельник (4-й курс), Владимир Собченко (2-й курс), Дмитрий Шорин (4А класс), Денис Левыкин (4А класс), Сергей Бортник (4А класс), Иван Чумак (2Б класс), Владимир Сушко (3А класс), Анастасия Хрущева (3-й класс), Ольга Залецкая (3-й класс). Причем сделано это в самом хамском, советском стиле.

Студенты получили телеграммы следующего содержания: "Вы отчислены из состава учащихся. Документы будут высланы почтой. Ректор".

Когда ребята стали звонить в академическую канцелярию, там им ответили, что ничего не знают об исключениях и что телеграммы, должно быть, исходили лично от ректора.

Все отчисленные студенты в июне решением Ученого совета были переведены в следующие классы и курсы. Некоторые из них почти круглые отличники, у всех поведение либо примерное, либо хорошее. От студентов требуется покаяние и отказ от претензий к Игнатию (Тарасову), необходимо также уточнение, откуда брали деньги на распечатки, Интернет, переговоры и т.д.

Большинство исключенных приехали в семинарию в надежде на встречу с ректором. Их встретил плотный кордон первокурсников, не пускавших "террористов" в здание. Девочки просто плакали на пороге родной школы.

На встрече со студентами 8 сентября ректор недвусмысленно заявил, что его репрессивные меры получили одобрение Патриарха. Отчисленным студентам намекнули, что они могут рассчитывать на восстановление, если они в письменном виде раскаются в своих действиях и укажут на Александра Мусина как организатора мятежа.

Ректор 9 сентября так и не принял ребят, заявив им, что их дезинформировали, хотя двое из них, Владимир Сушко и Владимир Собченко, написали покаянные письма. До сих пор не изданы официальные распоряжения об отчислении студентов. При этом ректор, не принимая просителей, разрешил канцелярии выдавать личные дела, которые так и не были высланы домой исключенным. Документы хотят забрать четверо: Сергей Бортник, Виктор Мельник, Ольга Залецкая, Анастасия Хрущева, а также отчисленный ранее Андрей Пинчук. Пятеро надеются на разъяснительную встречу с ректором.

Складывается впечатление, что ректор преследует двойную цель: либо сломать студентов, принудив их к самооговору и клевете, либо добиться того, чтобы они ушли самостоятельно, без шума и без официальных распоряжений с указанием причин отчисления. В этом случае можно будет официально заявить, что учащиеся сами забрали документы. Нет человека - нет проблемы, и никто никого не отчислял.

Особое давление оказывалось и на преподавателей. Ректор продолжал требовать от них подписать журнал Ученого совета, утверждавший фальсифицированный протокол воспитательского совещания, которое якобы рекомендовало Игнатия к хиротонии.

Однако основные события произошли уже ранее, 6 сентября на Ученом совете. Ректор предложил утвердить список отчисленных, ссылаясь при этом на распоряжение митрополита Владимира. Некоторые преподаватели (профессор-протоиерей Владимир Сорокин, профессор-протоиерей Николай Гундяев, доцент протоиерей Владимир Федоров, протоиерей Александр Ранне, диакон Игорь Ивонин) пробовали настоять на необходимости расследования происшедшего. В ответ на напоминание присутствующих, что конфликт стал достоянием прессы, ректор заявил буквально следующее: "Меня не волнуют газетные статьи, потому что я - епископ". Возмущение корпорации вызвала и статья Владимира Василика в газете "Радонеж" (#9-10, 2000 г.), где содержалась откровенная клевета в адрес студентов и преподавателей санкт-петербургских духовных школ. Как и предполагала редакция "НГ-религий", в награду за свой клеветнический пасквиль Василик получил от ректора дополнительные часы.

Все предложения преподавателей разобраться в ситуации были отвергнуты ректором, который заявил, что разбираться не в чем, поскольку ему все ясно: студенты лишь "выполняли" кем-то поставленную перед ними задачу по "свержению священноначалия".

Роль совета в будущей академии тем самым просто сведена к нулю. В академию приехали два преподавателя Московской духовной академии - один воспитателем, другой - преподавателем вместо диакона Мусина. Это беспрецедентный случай - присылка преподавателей и воспитателей непосредственно из Московской академии. Тем самым Патриархия выразила недоверие к образовательным и воспитательным способностям СПбДА.

Все произошедшее воспринимается как причудливая смесь романов Франца Кафки и эпизодов из советской истории конца 1930-х гг. Особенно неприятно поражает полное и равнодушное молчание Патриарха.

Будущим священникам определенно показали, что источником права в Церкви является даже не воля епископа, а епископский произвол. А если кто-то попытается возразить, то будет растоптан. Неужели это то, что ожидает Русскую Церковь в будущем?

Случаи архиерейского произвола, к несчастью, не единичны. Потеря чувства реальности, когда можно одной рукой канонизировать новомучеников, а другой обрекать беззащитных студентов на житейские муки, отсутствие понятий о праве и справедливости, подозрительность и амбициозность, пренебрежение общественным мнением, которое апостол Павел назвал необходимым для епископа "добрым свидетельством от внешних", - все эти характерные для некоторых архиереев явления отдаляют их не только от Христа, но и от общества, противопоставляя остальным верующим. Сами того не подозревая, те епископы, которые сегодня изгоняют из семинарии порядочных студентов и травят думающее духовенство, созидают тем самым фундамент глобальных и разрушительных перемен в Русской Церкви.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Исаич. Александр Солженицын и игры культурного подполья

Исаич. Александр Солженицын и игры культурного подполья

Борис Колымагин

0
940
Линия щебета, скиния лепета

Линия щебета, скиния лепета

Анатолий Полетаев

Новые стихи Анатолия Наймана и комментарии к ним

0
101
В Минске в декабре пройдет XII Международный фестиваль "Петербургский театральный сезон"

В Минске в декабре пройдет XII Международный фестиваль "Петербургский театральный сезон"

0
918
Патриарх Варфоломей не позволит Украине компромиссов

Патриарх Варфоломей не позволит Украине компромиссов

Андрей Мельников

0
4676

Другие новости

Загрузка...
24smi.org