0
1888
Газета Интернет-версия

01.06.2011 00:00:00

Протестантский архиепископ против этнофилетизма

Тэги: лютеранство, барон


лютеранство, барон

Барон Й. Российское лютеранство: история, теология, актуальность. – СПб: Алетейя, 2011. – 432 с.

Свою монографию основатель и единственный архиепископ Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России Йозеф Барон посвящает истории возрождения в нашей стране данного течения в протестантизме. Будучи непосредственным участником этого процесса, автор концентрирует внимание на роли прибалтийских лютеран, которые после присоединения Прибалтики к СССР начали духовное попечительство над единоверцами в Казахстане, Сибири и других регионах.

В 80–90-е годы прошлого столетия существовала Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в СССР, которая объединяла общины в Караганде, Целинограде, Омске, а затем в Москве и Санкт-Петербурге. Однако лютеране других этнических групп не стремились вливаться в ее ряды. Это стало причиной создания в 1990 году Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России, которая должна была объединить лютеран различных национальностей. Однако эта идея не встретила поддержки других общин, и новая Церковь распалась через шесть лет. Возрождение российского лютеранства стало началом его раскола. Изоляция российских лютеран до распада СССР сделала невозможным их контакты с либеральными единоверцами на Западе. Факт легализации женского священства, внесенный по требованию Всемирной Лютеранской Федерации в устав Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви в СССР, по мнению автора монографии, привел к разногласиям между российскими лютеранами.

Несмотря на заявленную в названии книги тему, автор выделяет для повествования о российском лютеранстве менее 100 страниц. Уже в самом начале Барон делает оговорку, что «настоящее издание остается попыткой ознакомить нашего читателя с лютеранством в России» и одновременно оно «посвящено вопросам, связанным с протестантизмом и Реформацией». Автор стремится осветить всю историю и богословие лютеранства: от биографии Мартина Лютера до вопроса единства христианских Церквей. Последней теме Барон уделяет достаточно внимания, несмотря на то что ранее опубликовал две монографии экуменического толка. В 2007 году в издательстве «Алетейя» вышла его книга «Крест и христианство: Теология Креста для человека, Церкви и ее единства», а в 2010-м – «Крест и диалог: Теология Креста в свете христианского единства». Таким образом, об истории лютеранства в России читатель начинает узнавать только на 50-й странице монографии. Практически на протяжении всего сочинения Барон, апеллируя к некомпетентности других авторов, обращается к лютеранскому вероучению: «Книга не претендует на четко систематическое изложение непростой тематики, заданной на титульном листе. В то же время она старается учитывать до сих пор наблюдаемый дефицит литературы о лютеранстве и Реформации» (с. 8–9). Богословское и историческое значение Реформации, ее мотивы, понимание Церкви, богословские вопросы не приближают, а отдаляют читателя от истории Лютеранской Церкви в России. О российском протестантизме Барон вновь начинает говорить лишь на 275-й странице монографии, критикуя статью Сергея Филатова «Российское лютеранство» в сборнике «Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России».

Историю лютеранства в России конца прошлого века Барон рассматривает через призму своей биографии, из-за чего незнакомому с автором читателю сложно следить за ходом повествования. Хитросплетение фамилий и дат, личных оценок и самооправданий лишает эти немногие страницы, посвященные российскому лютеранству, объективного восприятия. Это впечатление усиливается при знакомстве с приложением книги, в котором представлено несколько проповедей Барона и других отечественных пасторов. Картину дополняют две вкладки с черно-белыми и цветными фотографиями, на которых запечатлены не только лидеры российского лютеранства, но и сам автор. Среди фотографий представлено несколько копий официальных писем и поздравлений, большинство которых адресовано Барону.

Между тем в книге можно проследить мысль автора о будущем Евангелическо-Лютеранской Церкви, которая, по его мнению, должна стать надэтнической, приняв в свое лоно лютеран разных национальностей. Эта новая «российская модель церковности» может стать попыткой возрождения Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
291
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
288
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
247
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
343

Другие новости