1
3335
Газета Печатная версия

17.04.2013 00:01:00

Зарубежная Церковь забывает русский

Православие в США все больше становится англоязычным и американским по духу

Анна Нежинская

Об авторе: Анна Нежинская – докторант теологии и восточных языков.

Тэги: сша, православие, церковь


сша, православие, церковь В Джорданвиле все так похоже на Россию, но... все же это Америка. Фото с сайта www.jordanville.org

В консервативной Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ), до последнего времени твердо защищавшей свою «русскость», происходят небывалые перемены. Предстоятель РПЦЗ Митрополит Иларион (Капрал) впервые в истории этой Церкви, в 2008 году, рукоположил епископов-американцев Иеронима (Джерома Шо) и Георгия (Джорджа Шефера).
Сам Митрополит Иларион – канадский украинец из семьи выходцев с Волыни, а его предшественник Митрополит Лавр (Шкурла) – карпаторосс из Словакии, но в Церкви их считали русскими. Теперь же при активном участии и благословении Митрополита Илариона рукополагают небывалое количество англоязычных клириков – священников, дьяконов и чтецов.
Во многих приходах РПЦЗ начали совершать богослужения на английском языке. В оплоте «русскости» Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле ввели преподавание по-английски дополнительно к русскому. Пожилой священник, побывавший на похоронах бывшего Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Лавра (в 2008 году), рассказывал как-то мне: «Я оказался в толпе, где все – священники и монахи – говорили между собой по-английски. Для РПЦЗ это было невероятно еще двадцать лет назад. И я понял, что мы живем совсем в другом мире».
Растущее число новообращенных американцев влияет не только на язык, но и на стиль церковной жизни, и даже на изменение отношения к вере. Это не значит, что новый церковный и богословский язык РПЦЗ – язык либерализма, нет, наоборот, это язык американского консерватизма. Наверное, самая большая группа среди новообращенных – это южане, пришедшие из различных протестантских Церквей. Характерна лекция об отношениях пастыря и паствы, прочитанная протоиереем Стивеном Риттером из Вознесенского монастыря (Ресака, штат Джорджия) и размещенная на официальном сайте РПЦЗ (http: //www.eadiocese. org/News/2013/mar/ritter.en.htm). Священнослужитель говорил о свободе, которая и есть истинное содержание православия, о том, что послушание не есть подчинение, а, наоборот, послушание пастыря и его паствы, старца и его учеников должно быть взаимным, о необходимости не ограничивать свободу паствы, и другие вещи, которые сегодня не часто услышишь в православной среде по-русски. Риттер приводил конкретные примеры из жизни Церкви. Хотя имена в лекции не были названы, но Церковь эта небольшая, и все понимали, о чем речь.
Тенденции американизации в Церкви не могут не входить в противоречие с образом мышления и представлениями о православии верующих – русских по происхождению, особенно тех, кто не родился в США, а приехал из России. В октябре 2012 года на Объединенном пастырском совещании Восточно-Американской епархии РПЦЗ и епархии Московского Патриархата в Нью-Йорке группа священников пыталась поднять вопрос о том, как относиться к людям в Церкви, которые чем-то обидели других прихожан. «People abused by church» – в Америке это актуальная тема, которая разбирается в религиозных учебных заведениях, в религиозной периодике, ей посвящены книги. Российские устроители резко отвергли эту инициативу и заявили, что все это грех и зло, что обсуждать подобные вопросы на совещании немыслимо. Хотя в аудитории были заслуженные священники, готовые поделиться своим опытом. Недоумение американских священнослужителей вызвала также роскошь самого мероприятия, оплаченного посольством России, в том числе шикарный обед на прогулочном судне. «20 тысяч долларов за один обед с музыкой, – возмущался знакомый священник, – лучше бы приходам и храмам эти деньги дали. У многих церквей крыша течет, коммунальные счета нечем оплачивать...» В основном русские церкви здесь небогатые, служение русского священника в Америке – дело неприбыльное. Большинство клириков вынуждены работать на стороне, чтобы сводить концы с концами и содержать семью.
Трения усугубляются еще и модным нынче антиамериканизмом командировочных духовных чинов из Москвы. «Я не могу с москвичами разговаривать, – сказал мне русский священник РПЦ, сам приехавший из Москвы лет 20 назад, – здесь мой дом, семья, паства, здесь я служу Богу, и я не хочу поддакивать их враждебности». На вопрос, а можно ли не обращать внимания на поведение гостей, он нервно бросил, что этого вопроса не обойти при пастырском общении.
Концепцию «Русского мира», выдвинутую Патриархом Кириллом, в РПЦЗ принимают очень сдержанно. Священники, воспитанные на американской земле, в большинстве своем не связывают православие с национальностью. «Русские православные верующие в Америке продолжают духовную традицию русского православия, однако Церковь служит Богу, а не державе, народу, культуре и т.д., – сказал мне один клирик РПЦЗ. – Традиционно Церковь была связана с империей, и во главе ее должен стоять монарх. Однако император – помазанник Божий, а в отсутствие монархии я предпочитаю американские порядки, где Церковь отделена от государства. Я не вмешиваюсь в мирские дела, и они мне не указ, что мне надо делать. Чем больше государство может мне дать, тем больше оно может и отнять». «Мы в Америке знаем Патриарха Кирилла начиная с 1991 года. Он умнейший человек и тогда был удивительно открыт, – рассказал другой священник. – Однако я слушал его изложение концепции «Русского мира» во время братской трапезы в Киеве в 2011 году. Я понимал, что она и для Украины не подойдет, не только для Америки».
Не помогает сближению верующих двух стран и тот факт, что не оправдались ожидания некоторых видных клириков РПЦЗ, надеявшихся на карьеру в Москве после воссоединения РПЦ и РПЦЗ в 2007 году. Впрочем, проведенный автором статьи импровизированный опрос 14 священнослужителей-американцев, присутствовавших на богослужении Митрополита Илариона в Благовещенском соборе в Флушинге (Нью-Йорк), показал, что про «Русский мир» слышали только трое.
Есть и другие поводы для конфликтов. В американских православных организациях сформировались «церковные семьи», где приходы и влияние передаются от отца к сыну. В Зарубежной Церкви опасаются возрождения «граббизма» – по имени секретаря Синода РПЦЗ епископа Манхэттенского Григория (Граббе) при Митрополите Филарете (Вознесенском) (1964–1985). Его обвиняли в создании нездоровой атмосферы семейственности, в коррупции и плохом управлении. В Русской Православной Церкви заграницей сложилось несколько священнических династий, контролирующих целые округа. К сожалению, именно они становятся оплотом «русскости».
Набирает силу «этнический» конфликт в Восточно-Американской епархии. Большая группа англоязычных священников и монахов не так давно обратилась к Митрополиту Илариону с просьбой выйти из подчинения епархии. Митрополит предоставил им статус ставропигии, и они подчиняются теперь непосредственно самому Первоиерарху Церкви.
Конечно, теперь уже смешанные семьи, когда один из супругов нерусского происхождения, не выдавливают из русских приходов, а детей, разговаривающих по-русски с акцентом, не третируют в церковных школах и находящихся под патронажем Церкви скаутских лагерях НОРР (Национальная организация русских разведчиков). Однако трения будут существовать еще долго.
Хоть такую семейственность по старой дореволюционной традиции еще кое-где считают священническими династиями, но это уже скорее непотизм, свойственный религиозной жизни Соединенных Штатов. Америка способна адаптировать все, с чем входит в контакт. Даже русское православие.   
Нью-Йорк


Комментарии закрыты - публикация устарела

Другие новости

Читайте также


СМИ: Встреча Лаврова и Керри началась с прохладного приветствия

СМИ: Встреча Лаврова и Керри началась с прохладного приветствия

НГ-Online

Российский министр призвал использовать механизмы ООН эффективнее

1
9156
Церковь не примирит Россию и Украину

Церковь не примирит Россию и Украину

Социально-политические интересы доминируют над религией

5
2706
Курды предложили Турции мировую

Курды предложили Турции мировую

Анна Гущина

Урегулирование многолетнего конфликта поддерживает Вашингтон

1
4089
"Джону Керри не стоит забывать,  что он работает дипломатом"

"Джону Керри не стоит забывать, что он работает дипломатом"

Юрий Паниев

За закрытыми дверями даже самые ярые оппоненты пытаются найти точки соприкосновения с Москвой, утверждает заместитель директора департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова

0
5492