0
6569
Газета Интернет-версия

05.07.2017 00:01:00

Не Рогожкой единой

Тэги: старообрядчество, рогожская слобода, рпсц, кожурин, дпц, поморцы, рпц, староверы


старообрядчество, рогожская слобода, рпсц, кожурин, дпц, поморцы, рпц, староверы Кирилл Кожурин: «Старообрядчество многополярно – и в этом залог его устойчивости и сохранности». Фото cо страницы Кирилла Кожурина в Facebook

Президент России Владимир Путин недавно стал первым из лидеров Российского государства, который посетил один из важнейших центров старообрядчества – Рогожскую слободу в Москве – и встретился с главой Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием (Титовым). Однако РПСЦ представляет лишь одно из течений, или согласий, русского «древлеправославия». На вопрос о том, как оценивают иные, кроме РПСЦ, согласия нынешние проявления благосклонного внимания государства к староверию, и на некоторые другие вопросы о старообрядцах в современной России корреспонденту «НГР» Павлу СКРЫЛЬНИКОВУ ответил член Российского совета Древлеправославной поморской церкви (ДПЦ) Кирилл КОЖУРИН.

– Как восприняли староверы визит Путина в Рогожскую слободу и встречу с митрополитом Корнилием?

– За всех староверов я, естественно, говорить не могу, потому что и среди староверов, так же как и среди «мирских», существуют свои политические предпочтения и разделения, но могу сказать только от себя лично: это действительно исторический визит, поскольку впервые за всю историю старой веры глава государства Российского посетил один из крупнейших духовных центров старообрядчества. До революции, насколько я знаю, великая княгиня Елизавета Федоровна посещала Рогожку, но она не была главой государства. В других государствах, где существуют крупные старообрядческие диаспоры, подобные визиты некогда имели место (например, король в Румынии, президенты в странах Балтии), но в России – это впервые за 350 лет после раскола!

– Наверное, поморам и общинам других толков тоже хотелось бы принять у себя президента?

– Я бы это только приветствовал, но думаю, не все к этому готовы, многие старообрядческие общины очень и очень замкнутые, боюсь, они просто испугаются подобного визита (шутка).

– Сразу после посещения Путиным Рогожской слободы  председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) заявил: «Разделение, которое произошло в XVII веке, – не то, с чем мы должны мириться». В РПЦ недавно одобрили чин принятия «диавольскою кознею во глубину погибели и прелести низведенных» старообрядцев. Не задушат ли древлеправославие в братских объятиях?

– Конечно, подобная опасность есть. Старообрядчество может просто медленно раствориться в лоне РПЦ, как это уже было с теми приходами, которые сначала переходили в РПЦ на правах единоверия, а потом становились обычными новообрядческими приходами. Но, на мой взгляд, старообрядчество (даже в его более умеренной, поповской ветви) многополярно – и в этом залог его устойчивости и сохранности.

– В школах сейчас вводят уроки религиозной культуры и «духовной безопасности», действуют «антимиссионерские» законы, все больший упор делается на традиционные религии. Всех ли старообрядцев государство готово видеть в числе традиционных общин?

– Думаю, нет. Знаете, в Российской империи, согласно закону 1835 года, существовала такая классификация старообрядцев: «самые вредные», «вредные» и «менее вредные». Не знаю, по какому признаку классификацию проводят сейчас, но порою кажется, что в отношении чиновников к старообрядцам с того времени мало что изменилось.

– Чувствуют ли староверы за рубежом себя частью разделенного русского народа?

– Вы знаете, безусловно, они чувствуют себя русскими, но, например, в Прибалтике они живут уже 350 лет, и там их иногда называют «наши русские» в отличие от тех, кто приехал уже в советское время. Русские староверы в Прибалтике пользуются одинаковыми правами с другими гражданами, но они и соблюдают необходимые, на мой взгляд, требования: они владеют языком того государства, в котором живут. В Латвии несколько лет назад на государственном уровне принят специальный закон о Древлеправославной поморской церкви Латвии, и никто их там не называет сектантами, как порою бывает в нашем родном государстве.

– Много писали о том, что выделенные на строительство домов переселенцам из Латинской Америки в Приморье средства разворованы, репатриантам не выделялась земля. Наделала много шума история вернувшихся назад из России в Южную Америку Зайцевых. Почему такое происходит и как это влияет на отношение староверов к России?

– Безусловно, чиновничий произвол отрицательно сказывается на отношении зарубежных староверов, желающих вернуться на историческую родину. 

Мне приходилось общаться с уругвайскими староверами, они, конечно же, привыкли совсем к иной реальности, к иным экономическим отношениям, и многие вещи здесь, в современной России, их просто шокировали.

– В Архангельске, который считают центром поморской жизни, какие-то следы и поморов, и их религии очень сложно найти. Почему так?

– Изначальным духовным центром Поморской церкви был не Архангельск, а Выговское общежительство (монастырь) – местность эта вся называлась Поморьем. Выговское общежительство было разгромлено в середине XIX века царскими властями, и с тех пор духовная жизнь там так и не была налажена в прежней полноте. Что касается Архангельска, то поморская община там имеется, но у них есть определенные проблемы с выделением помещения для совершения богослужений, поэтому молиться приходится по домам, а в чужой дом, знаете ли, не всякий пойдет.

– Некоторые считают, что поморы – это совершенно отдельный от русских народ. Так ли это? А если говорить о старообрядцах в целом?

– Здесь не надо путать два термина – «поморы» и «поморцы». Первый – это все-таки этнический термин, а второй – конфессиональный. В Архангельске, например, действует Общество поморов. Я близко не знаком с их идеологией, но, насколько мне известно, они действительно добиваются признания за собой статуса некоего отдельного народа. Отчасти мне это понятно, потому что мой дед по матери был коренным помором из-под Онеги. А поморцы – это староверы-беспоповцы, которые живут не только на Русском Севере, но и в Белгородской области, и в Сибири, и на Кавказе, и в странах Балтии, и в Польше, и даже в Америке. Что касается старообрядцев в целом, то правильнее говорить о некоторой старообрядческой субкультуре, нежели о них как об отдельном народе. Нужно отметить, что среди «коренных» старообрядцев есть не только русские, но и коми, и карелы, не говоря уже о представителях других наций, принявших старообрядчество уже в сознательном возрасте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
823
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1101
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
872
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
712

Другие новости