0
4831
Газета Интернет-версия

01.11.2017 00:01:00

Евангелическая церковь пережила "революцию достоинства"

Тэги: вольфганг хубер, протестантизм, лютеранство, евангелическая церковь германии, гомосексуализм, история, интервью


вольфганг хубер, протестантизм, лютеранство, евангелическая церковь германии, гомосексуализм, история, интервью Вольфганг Хубер: не все, что написано в Библии, пригодно для современного человека. Фото Reuters

Реформация, 500-летие которой отмечается по всему миру, не стала для европейского христианства единомоментным событием. Порожденные ею Церкви на протяжении нескольких столетий совершенствовали свои доктрины в стремлении наилучшим образом претворять в жизнь принципы Священного Писания в изменяющемся мире, и далеко не все теологические новшества пользовались успехом у верующих. Так, например, было с принятой Евангелической церковью Германии (ЕЦГ) в 2007 году декларацией «Укрепление надежности и ответственности», одобрившей гомосексуальное партнерство. В это время председателем Совета ЕЦГ был епископ Вольфганг Хубер, развернувший Церковь в сторону миссионерской работы с далекими от христианства людьми. О том, к кому обращена сегодня протестантская проповедь и какими из своих традиций Церковь готова пожертвовать ради нее, с Вольфгангом ХУБЕРОМ беседовал корреспондент «НГР» Павел СКРЫЛЬНИКОВ.

– В России сейчас много говорят о роли традиционной религии в обществе. Насколько важна религия для современной Германии?

– В Германии мы не используем выражение «традиционная религия», поскольку задача состоит в том, чтобы вера жила в настоящее время, а не была исключительно традицией. И присутствие веры в обществе важно в первую очередь потому, что мы живем в ситуации религиозного плюрализма. Ситуация состоит, правда, еще и в том, что христианская и иудейская общины Германии сегодня в гораздо большей степени, чем раньше, имеют дело с присутствием ислама, но секулярная опция в обществе тоже играет свою роль: примерно 30% населения Германии никак не связаны с религией. По этой причине некоторые говорят о секулярном обществе, но правильнее говорить о религиозном плюрализме.

– Какие пути развития может предложить обществу Церковь в ситуации религиозного плюрализма?

– Задача любой христианской Церкви состоит в том, чтобы свидетельствовать о Евангелии словом и делом. Свидетельствовать в богослужении, образовании, помощи нуждающимся – в разных формах диаконии как в собственной стране, так и в других, в которых это необходимо. В том числе  участвуя в общественной и политической дискуссии. Все это образует единое целое. При этом вновь возникает задача дотянуться проповедью до тех, кто утратил контакт с христианской верой и Церковью. Это очень трудно, поскольку для народных евангелической и католической Церквей  занятие миссионерской деятельностью весьма непросто.

– Что вы имеете в виду, называя Церкви народными?

– Народная Церковь в немецкой традиции означает, что практически все немцы признавали евангелическую или католическую веру. Порядок, образовавшийся после Реформации, был таков: регионы или города были католическими или лютеранскими, поэтому Церковь имела дело с людьми, уже связанными с определенной Церковью, крещенными в детстве. Впоследствии ситуация изменилась: католики и протестанты стали жить на одной и той же территории, и теперь мы имеем описанный религиозный плюрализм. Народная Церковь теперь должна означать нечто совершенно другое: то, что Церковь сознательно существует для людей, даже тех, кто к ней не принадлежит. 

Диакония – самый яркий пример этого, поскольку она обращается ко всем.

– То есть, пользуясь современной терминологией, можно сказать, что Церковь стремится быть национальной?

– Нет, этого сказать нельзя. Ограничение Церкви собственной нацией как раз представляет сейчас одну из проблем.

– Частью истории Евангелической церкви Германии является сотрудничество с режимом Гитлера. Как наследие этого периода осмысливается и преодолевается сегодня?

– Современная Церковь совершенно сознательно связывает свою историю с той частью Евангелической церкви, которая отвергала сотрудничество с нацистами. Ее позиция нашла свое теологическое отражение в Барменской декларации 1934 года, которая сегодня является для нас обязательным документом, и все священнослужители обязаны ориентироваться именно на него. С другой стороны, мы под критическим углом зрения анализируем: как могло случиться, что определенная часть Церкви стала сотрудничать с нацистским режимом? Изучение этого процесса, в особенности - тем, связанных с взаимоотношениями Церкви с иудаизмом, продолжается на протяжении десятилетий.

– Одной из ваших идей как председателя Совета ЕЦГ был поворот Церкви в сторону миссионерской работы. Но насколько были продуктивны с точки зрения проповеди изменения позиции Евангелической церкви Германии в отношении признания женского духовенства или однополых браков?

– Вы подняли три различные темы. Первая это миссионерская деятельность Церкви. Сегодня она представляет собой нечто иное, не то, что представляла раньше. Перед нами стоит задача диалога с людьми иных убеждений, и в его рамках мы должны проявлять и проповедовать нашу веру в Иисуса Христа. В прошлые века, конечно же, мы представляли миссионерскую деятельность иначе. Вторая – это доступ к церковным функциям женщин.Сейчас мне даже кажется странным, что решение по этому вопросу было принято только в середине прошлого века, поскольку как теологи мы убеждены в том, что богословского основания для недопуска женщин к церковной службе нет: это можно объяснять скорее традицией, чем какими-то принципиальными положениями. Поэтому для меня это одно из важнейших изменений в Церкви. Мы в Германии уверены, что для нашей Церкви это оказалось очень полезным. Третий вопрос, который вы задали, касается однополых браков. Мы принципиально исходим из того, что люди с разным образом жизни заслуживают уважения к человеческому достоинству каждого. Важнейший вопрос: уважаем ли мы достоинство каждого человека, или дискриминируем кого-то по причине его сексуальной ориентации? Второе: соответствуют ли библейские заключения об однополом сожительстве реалиям сегодняшней жизни? То, что написано об этом в библейских текстах, нельзя относить к современным людям, для которых гомосексуальность является сексуальной ориентацией, определяющей всю их жизнь. Результат заключается в том, что мы видим задачу Церкви в укреплении надежности и ответственности и в таких жизненных формах, никак не отвергая ясность в вопросе положения брака и семьи.

– Говоря «мы», вы имеете в виду только теологов и священнослужителей или же всю полноту Церкви? Как воспринимают это рядовые верующие?

– Когда я говорил «мы», я имел в виду церковное руководство. Это ведь не только духовенство, это и представители общин; мы – синодально структурированная Церковь, а Синод – это не только духовное собрание, но и собрание, где представлены члены общин. И в общинах, конечно, по этой сложной теме существует разное мнение. Я как священнослужитель и председатель нашего объединения всегда стремился не допустить эскалации этого конфликта. Разъяснительная работа в этом вопросе велась пошагово и потребовала нескольких десятилетий. Сейчас мы можем сказать, что эти дискуссии не привели к церковному расколу.

– В миссионерской ориентации на людей, которые с христианством себя обычно не ассоциируют, не рискует ли Церковь превратиться в «клуб по интересам»? Можно ли вообще говорить об успехе миссионерства, если Церковь больше изменяется сама, чтобы привлечь новых членов, чем изменяет их жизнь?

– Конечно, есть определенные столпы общественного устройства, за которые Церковь должна бороться. Библейская миссия нашей Церкви – «открыть уста свои для правосудия и для дела бедного и нищего». И те, кто критикует ее, наверняка согласятся с тем, что мы защищаем тех, кто не имеет голоса – взять, например, наши выступления в защиту беженцев, тех, кто страдает от войны и насилия. В последние годы сотни тысяч христиан Германии внесли свою лепту, помогая беженцам интегрироваться. Другой пример – это поддержка стариков, больных, бездомных и голодающих. Самая важная задача – достичь никак не связанных с христианской жизнью людей; это образовательная задача. Сегодня Церковь помогает учиться сотням детей, прибывших из нехристианских стран, и в образовательном служении все зависит от самой Церкви: в нем явственно проявляется сущность христианской веры. Все это, конечно, можно делать лучше, чем это делается сейчас, и у нас все время идут критические дискуссии об этом. Но дискуссии ни в коем случае не приводят к потере сути религиозной миссии. Вопрос в том, как мы осуществляем ее на практике.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1156
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
589
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3234
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2545

Другие новости