0
716
Газета Политика Интернет-версия

31.01.2001 00:00:00

"На этот раз в Давосе Россия не сдавала экзамена"

Тэги: Кириенко, Давос, полпред


- СЕРГЕЙ ВЛАДИЛЕНОВИЧ, если верить прессе, России в Давосе было уделено меньше официального внимания, чем в прежние годы. И все же к каким российским новациям был проявлен особый интерес, скажем, в кулуарах?

- Просто все развивалось не по обычной формуле, когда Россия приезжала в Давос "сдавать экзамен" крупному бизнесу. Я бы сказал, наша делегация была гораздо меньше, Россия не являлась центральной темой, когда собравшимся на сессию приехавшие из России доказывают, что у нас уже все хорошо или становится все лучше, что мы справились с поставленными мировой общественностью на предыдущих этапах задачами.

Из года в год на Давосском форуме менторским тоном консультанты рекомендовали менять структуру власти, потому что существующая система формирования Совета Федерации, Дума определенного состава "никогда не позволят принять необходимых решений".

За один год в России появилось сразу три фактора: экономический рост, политическая стабильность и президент, который обладает политической волей для действий. Сегодня Совет Федерации изменен, Государственная Дума конструктивна по отношению к позиции президента. И такая характеристика нашей ситуации вызывала некоторые удивленные взгляды. Но так или иначе, Россия сегодня не является главным экзаменуемым. И это дает нам довольно интересную роль.

- На что похожа эта роль? Какие основные ожидания в отношении России?

- Я бы сказал, что Давос - это мировой термометр делового мира. Здесь вроде бы не принимают крупных решений. Но происходит обмен мнениями, на основании которого позже начинают приниматься стратегические решения. Год назад Билл Гейтс в Давосе задал вопрос: кто считает, что акции интернет-компаний дутые и скоро рухнут? Подняли руки 70% присутствующих. Это был очень точный сигнал. Если 70% крупного бизнеса и аналитиков считает, что на этом рынке будет спад, на это начинают делать поправку, в свою стратегию они начинают закладывать вероятность этого падения. В этом году аналогичный опрос, который пытались провести на форуме, касался соотношения доллара и евро.

Больше 70% присутствующих убеждены, что в течение этого года курсовые соотношения будут меняться в пользу евро. Такие опросы показывают ожидания мировой экономической элиты, которая своими же действиями вероятность превратит в настоящее.

В отношении России были попытки зафиксировать наши собственные ожидания и ощущения. Произошло многое из того, чего Запад не ожидал. Понятно, что есть опасения. Если не будет сильного государства, которое обеспечит правила игры, равенство законов, то бессмысленно говорить о чем бы то ни было. Разговор шел в основном вокруг того, что сегодня государство становится сильным и начинает обеспечивать равенство закона.

- Имелась ли в виду роль президентских полпредов в этом процессе?

- Меня много спрашивали о работе по приведению законодательства в соответствие, потому что любой инвестор понимает, насколько важно единое правовое поле. Вообще очень большой интерес вызывали перспективы экономических и правовых действий на текущий год. Реформы естественных монополий представляли очень большой интерес.

На мой взгляд, один из самых болезненных вопросов - погашение российских долгов - Алексей Кудрин отработал в Давосе блестяще. И хотя Давос не филиал Парижского клуба, но большая часть людей, влияющих на принятие решений, там присутствовала.

- К чему из того, что сейчас делается в России, самая большая настороженность?

- Это касается планов действий - здесь и все ожидания, и все опасения. Основные вопросы касались того, что будет дальше происходить в структуре власти, какие основные преобразования можно ожидать в следующем году - от реформы естественных монополий до реформы судов. Все понимают, что без сильного государства сделать ничего нельзя. Но всех интересовало, не зайдет ли процесс усиления государства слишком далеко. Интересовали также прогнозы устойчивости экономических изменений, которые произошли в России, гарантии прав инвесторов, экономическая открытость России с точки зрения мировой экономики. Это главные темы.

- Интересовался ли большой бизнес экономикой федеральных округов?

- Конечно. Прагматичный бизнес в Давосе наши округа интересовали как инструмент, с помощью которого реализуется государственная политика в России. Создание округов - элемент системы власти, институт полпредов - инструмент действия, поэтому людей интересует, как он работает, что он делает, какие задачи могут стоять и какую пользу он может принести для инвесторов. В частности, будет ли обеспечено единое правовое поле, гарантии соблюдения законности, поддержка проектов межрегионального уровня.

- Приходилось ли вам рассказывать о специфике Приволжского округа?

- Мне приходилось говорить об этом в весьма интересном контексте - как о зоне неконвертируемых культур. Для аналитиков и экспертов это представляется интересным. По территории Приволжского округа идет граница между Европой и Азией. И вопрос в том, удастся ли избежать хантингтоновского "конфликта цивилизаций" и найти взаимодополняющие комплементарные сценарии развития на уровне не столько экономики, сколько сосуществования культур, в том числе и конфессиональных.

Отсюда было много дискуссий на гуманитарные темы, в частности по вопросам образования. Много было пленарных заседаний, посвященных образованию.

- О чем вы провели переговоры с главой Фонда Сороса?

- На прошлой неделе перед отъездом в Давос с российским представительством Фонда Сороса мы подписали соглашение о сотрудничестве. Фонд уже давно участвует в наших делах, скажем - в поддержке и проведении Пермской ярмарки социальных проектов. В 20-х числах января мы провели в Нижнем Новгороде большую конференцию по развитию попечительства в учебных заведениях округа.

Так что в Давосе мы продолжили тему: говорили о комплексе гуманитарных проектов, поскольку попечительство может быть не только в системе образования, но и во всех остальных гуманитарных сферах. Попечительство - один из элементов формирования гражданского общества. Государству нужен партнер. Мы говорили о необходимости построения зон совместной ответственности, где одно государство не может нести ответственность. Это образование, культура, СМИ, где государство должно делить ответственность с общественными организациями. Мировые благотворительные фонды, в первую очередь Фонд Сороса, имеют определенный опыт поддержки самостоятельных общественных организаций, создания для них благоприятных условий через конкурсную систему. Разговор был очень хороший, и я думаю, что из него последует много практической работы.

- С кем еще вам удалось договориться о проектах для округа?

- Договорились с французами о программе по борьбе с потерями в системах коммунального водоснабжения в крупных городах округа. Специальных средств на это ни у одного мэра нет. Французы вкладывают деньги в реконструкцию системы контроля, а расплачиваемся мы частью нашего выигрыша от уменьшения, грубо говоря, разбазаривания и потерь воды. Это крайне выгодная для нас ситуация.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Утверждение премьера 10 мая позволит депутатам полноценно проверить новые процедуры

0
1091
Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Иван Родин

Вместе с иноагентами из выборного закона удалены донаты и испорченные бюллетени

0
1304
Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

0
501
Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

0
615

Другие новости