0
712
Газета Политика Печатная версия

18.08.2009

Ловушка для Сбербанка

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров - отв. редактор приложения "НГ-энергия".

Тэги: опель, сбербанк, сделка


опель, сбербанк, сделка Очередной "москвич" даже образца 21 века вряд ли нужен России.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Битва за еще принадлежащий американской General Motors (GM) немецкий автопроизводитель «Опель» все больше напоминает перетягивание каната двумя равновеликими соперниками. На одной стороне Сбербанк и канадско-австрийский поставщик автозапчастей Маgna, а на другой – бельгийская инвестиционная компания RHJ International. Речь идет о приобретении контрольного пакета акций Оpel.

Оба соперника имеют разные концепции будущего известной автомобильной марки. Российско-канадско-австрийский план поддерживается германским правительством, но пока отвергается GM, руководство которой тяготеет к бельгийскому варианту.

Заводы по производству автомашин марки Оpel разбросаны по всей Европе, но основное число занятых на них приходится на четыре немецкие земли. План Сбербанка и Маgna учитывает это обстоятельство и нацелен на сохранение максимально возможного числа рабочих мест в Германии. Хотя они и не скрывают, что разработки Оpel будут использоваться для производства автомобилей в России. Именно это обстоятельство и стимулирует его поддержку как правительством Меркель, земельными правительствами, так и немецкими профсоюзами. Правительство Германии готово предоставить госгарантии в размере вплоть до не менее 4,5 млрд. евро, но требует взамен, чтобы потенциальный инвестор заплатил за акции Оpel не менее 10% требуемой суммы наличными, а это порядка 400 млн. евро. Сбербанк и Оpel готовы выложить за 55% акций Оpel даже 500 млн. евро. С другой стороны, немцам нравится, что в отличие от бельгийцев союз Сбербанка и Маgna намерен полностью распрощаться с GM, которая, как известно, приобрела тогда еще чисто немецкий «Адам Опель» в период Великой депрессии 1929 года. Важным обстоятельством является и то, что немцы и особенно немецкие профсоюзы не вполне доверяют биржевикам, которые известны тем, что скупают дешевые компании, а затем полностью или по частям перепродают их. Собственно говоря, в этом и заключается бизнес RHJ International. Кроме того, бельгийцы (и это на данный момент – перед выборами – наверное, решающее обстоятельство для немцев) намерены сократить намного больше рабочих мест в Германии (вдвое больше по сравнению с предложением Сбербанка и Маgna) за счет сохранения их в других частях Европы. С финансовой точки зрения бельгийцы тоже не хотят выкладывать такие суммы, как их конкуренты, хотя и требуют меньших госгарантий от немцев.

Руководство GM склоняется к предложению немецкого банкира Леонарда Фишера, стоящего во главе RHJ International, которая является самостоятельной биржевой компанией со штаб-квартирой в Брюсселе. Дело в том, что Фишер намерен сохранить возможность для американцев влиять на политику Оpel и в будущем и предполагает активность Оpel только на его традиционных рынках, прежде всего в Европе. Но главное, что в случае приобретения «Опеля» бельгийцами им не придется передавать Сбербанку опелевских технологий. А следовательно, не будет прямой конкуренции в России между автомобилями «Опель» и родной маркой GM – Chevrolet. Более серьезным препятствием для тандема Сбербанк–Magna является, что, как сообщает немецкий экономический еженедельник «Виртшафтсвохе», правительство США дало указание руководству GM не подписывать соглашение, которое даст возможность России получить всеохватывающий доступ к патентам Оpel. Дело в том, что 5% оборота Оpel приходится на производство вооружений.

По состоянию дел на сегодня с формальной точки зрения, считает ведущий немецкий аналитический еженедельник Spiegel, предложения двух игроков, борющихся за Оpel, уравнялись, и поэтому чаша весов может склониться в любую сторону.

Таким образом, для российской стороны в случае Оpel решающим является получение доступа к его ноу-хау. В противном случае производство традиционных марок Оpel на Горьковском автозаводе свелось бы к повторению ситуации 60-летней давности, когда на базе технологий немецкого Оpel, полученных в качестве репараций, в СССР начали изготавливать «Москвич-400». А из актуальных моделей Оpel интерес с точки зрения перспективных технических новинок представляет только Zafira А, которая базируется на водородной технологии. Но это, по сегодняшним представлениям, технология завтрашнего, а может быть, и послезавтрашнего дня.

Кроме того, Маgna не является на сегодня таким уж надежным партнером, поскольку фирма вследствие кризиса уже потеряла 45% своего оборота и явно испытывает трудности со сбытом своей продукции, поскольку ее основные партнеры – тот же GM и Chrysler сами находятся на грани банкротства. Поэтому фирма и хотела бы привязаться к более мощному финансовому партнеру. Но и Оpel, и Маgna в одиночку Сбербанку явно не потянуть. Но это, как говорится, в самом худшем раскладе.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США смягчили требования к Китаю на переговорах по торговле

США смягчили требования к Китаю на переговорах по торговле

Владимир Скосырев

Камнем преткновения остается вопрос о трансферте новейших технологий

0
1169
Брюссель решает,  как отсрочить брекзит

Брюссель решает, как отсрочить брекзит

Фемида Селимова

Лидеры ЕС ломают голову над выходом Великобритании из союза

0
1402
Лондон в полушаге от жесткого развода с Брюсселем

Лондон в полушаге от жесткого развода с Брюсселем

Фемида Селимова

Евросоюз созывает экстренный саммит по брекзиту

0
1034
Евросоюз не в состоянии дать отпор наступлению Пекина

Евросоюз не в состоянии дать отпор наступлению Пекина

Владимир Скосырев

Брюссель просит Китай шире открыть свои рынки

0
1294

Другие новости

Загрузка...
24smi.org