0
1641
Газета Наука Интернет-версия

10.11.2004 00:00:00

«Хлебников, пересмотренный и исправленный»

Тэги: лион, россия, модернизм, литература


Во французском городе Лионе попытались похоронить целое направление литературы. Там состоялась последняя, шестая, научная конференция из цикла, посвященного русскому модернизму. В этот раз устроители решили заявить о «конце» данной литературной эпохи. Единственным ученым из России, приглашенным на эту конференцию, стал профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, литературовед Владимир Новиков.

«Забавно, что всего шестнадцать лет назад я присутствовал на дискуссии в Гренобле, называвшейся «Рождение русского модернизма, – говорит Владимир Иванович. – Речь там шла об искусстве Серебряного века. Термин «модернизм» в классическом понимании применяют к литературе с начала двадцатого столетия до 1940 года. Но на самом деле временные границы этого направления определить трудно. Я, к примеру, считаю модернистской и литературу «оттепели» (Аксенов, Гладилин), и «другую прозу» 1970–1980-х годов (Битов, Петрушевская). А девяностые годы? Правильно ли называть литературу этого времени постмодернизмом, может, это просто поздний модернизм?»

Устроители конференции «Конец русского модернизма» также были склонны к широкому толкованию заглавного понятия. Это позволило собрать в амфитеатре Лионского университета славистов, занимающихся самыми разными узкими литературоведческими вопросами. Специалисты по русскому Серебряному веку смогли сделать доклады о Мандельштаме, Брюсове и футуристе Василиске Гнедове (о нем говорил организатор конференции Жан-Клод Ланн), а ученые, занимающиеся более современной литературой, говорили о Владимире Сорокине, Викторе Кривулине и Татьяне Толстой.

Владимир Новиков отмечает, что в орбиту разговора втягивались и произведения искусства, вышедшие в свет совсем недавно. Так, Селин Брикер, рассуждая об алкогольной теме в русской литературе, заговорила о совсем свежей повести Валерия Попова «Третье дыхание», лишь в прошлом году опубликованной «Новым миром». А Жорж Нива, темой доклада которого был мотив «возвращения» отца, смог провести параллели между одноименным фильмом Андрея Звягинцева, недавним триумфатором международных кинофестивалей, и новейшей повестью Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».

Разные доклады о «конце» модернизма превращались в констатацию невозвратимости этого литературного направления. Так, Мишель Окутюрье говорил, что модернистскую традицию преодолел еще в сороковые годы Борис Пастернак. В зрелом творчестве поэт, как известно, отказался от усложненной метафоричности и «впал», говоря его же словами, «как в ересь, в неслыханную простоту». Но выступавший в той же секции Режи Гайро обнаружил модернизм в современной рок-поэзии. Ведь тексты многих рок-песен по стилистике напоминают стихи футуристов начала века (доклад Гайро назывался «Хлебников, пересмотренный и исправленный»)┘

Впрочем, в третье тысячелетие уже нельзя брать с собой это культовое для двадцатого века литературное направление, уверен Владимир Новиков. «Русский модернизм устарел, потому что перестал быть адекватен новой реальности, – говорит Владимир Иванович. – Если писатели будут и дальше создавать свои очень индивидуальные художественные миры, они окончательно потеряют связи с жизнью и читателями. Мне кажется, нужен новый тип творчества – философский реализм. Обратите внимание, почти все писатели, чьи модернистские романы нашумели в конце девяностых – Сорокин, Маканин, Пелевин, – в новых произведениях стремятся уже к психологизму и житейской достоверности, а не к шокирующим прогнозам и гротеску».

Вспомнив, что заглавный термин по-французски звучит как «современность», слависты подвели итог: «Может ли современность сама по себе окончиться? Притвориться умершим, чтобы воскреснуть под иными личинами: антимодернизм, неоархаизм, арьергардизм – не в этом ли главная модернистская хитрость?»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1414
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3676
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2071
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2346

Другие новости