Доктор философских наук, профессор кафедры психофизиологии и клинической психологии ЮФУ Владимир Шкуратов выбрал себе тему «Наука и авось».
«Наука – штука нормативная, престижная. Без нее нельзя войти в современность. Без «авось» – можно. «Авось» – это такая идиома, то ли усилительная частица, то ли наречие, то ли существительное. Но «авось» помогает понять нашу российскую ментальность в столкновении с рациональностью, которая не является вполне нашей. Я считаю, что наука – национальный дискурс некоторых западных народов. И беру здесь в качестве союзника Освальда Шпенглера, утверждавшего, что Россия традиционно заимствует западные институты и обращает их в нечто другое. Поэтому и выборы в России не выборы, парламент не парламент, наука не наука.
Иллюстрацией этих обращений могут служить произведения Салтыкова-Щедрина. В его книге «Господа ташкентцы» есть характерный эпизод. Одного литератора похвалили за хорошее знание истории. На что тот ответил: «Прикажут – завтра же буду акушером». Писатель утверждает, что в России отзывчивость к приказам – мера талантливости человека. «Ежели мы не изобрели пороха, то это значит, что нам не было это приказано; ежели мы не опередили Европу на поприще общественного и политического устройства, то это означает, что и по сему предмету никаких распоряжений не последовало. Мы не виноваты. Прикажут – и Россия завтра же покроется школами и университетами; прикажут – и просвещение вместо школ сосредоточится в полицейских управлениях. Куда угодно, когда угодно и все, что угодно...» Государственное насаждение науки требует исполнителей, успешных менеджеров, которые не имеют особых знаний, а, как иронически пишет Салтыков-Щедрин, просто талантливые русские люди, составляющие типологию ученых двух полюсов.
Первый – исполнитель, успешный менеджер, которому не нужна голова. Второй – академик и тайный советник, в мозгу которого клубится бред. Сатирический взгляд Салтыкова-Щедрина видит российскую науку как один из разделов департамента мечтаний и фантазий российской бюрократии. Хорошо, что эти мечтания становятся все более легкими, не приносящими большого вреда и – доходными для их участников.
Зато с такой легкостью ученому не возбраняется танцевать, считает Шкуратов, и здесь он уже ссылается на иностранного мыслителя Платона, который в своих «Законах» описал самый древний, архетипический вариант knowledge-based society – научно обоснованного общества.
В «Законах» – своде зрелой законодательной мысли философа – песням, пляскам, скачкам, кулачным боям и гимнастическим упражнениям уделено больше внимания, чем хозяйственным занятиям. Государственным приоритетом является хороводная политика: «Тот, кто не упражнялся в хороводах, человек невоспитанный».
Согласно Платону, во всех округах страны дважды в месяц должны проводиться жертвенные собрания у алтарей, сопровождающиеся песнями, плясками и декламациями под надзором ученых-философов. Сами же ученые, прежде чем попасть в умственную касту, обязаны выказать особые успехи и рвение в хороводном воспитании.
За непочтительность к святилищам или оскорбление обрядового действа полагается вразумление и при отсутствии положительных результатов смертная казнь, причем небезболезненная. «Законы» воспринимаются как мрачный итог платоновской эволюции: перерождение вольнодумца в великого инквизитора.
«Мало кто проводит аналогии между древней утопией и каскадом карнавальных преобразований, постигших российский университет в последние годы, – заключает Владимир Шкуратов. – В потоке фестивалей, конкурсов, рейтинговых игр и других забав хорошо ориентируются те, кто претендует быть политиками и эффективными менеджерами этих научных «хороводов». Для большинства же за переплясами звучит скорее «Похоронный марш» Шопена, ведущий науку к печальному финалу».
комментарии(0)