Российские "талибы", которых американцы собираются вскоре экстрадировать на родину, становятся удобной темой в усиливающейся пропагандистской перепалке между Москвой и Вашингтоном. Первые "ласточки" (на государственных телеканалах) уже появились, указывая на то, что российский агитпроп вполне готов эту тему развивать.
Между тем, как сообщил корреспонденту "НГ" посол США в России Александр Вершбоу, Москва и Вашингтон близки к достижению соглашения, которое позволит вернуть на родину большую часть российских граждан, заключенных на американской базе Гуантанамо (их всего, как сообщалось, восемь). "Обсуждение уже находится на довольно продвинутой стадии", - уточнил посол. Вершбоу выразил надежду, что Москва представит заверения в том, что эти лица будут подвергнуты наказанию "в соответствии с действующим на их родине уголовным законодательством".
Однако на взгляд российской Генпрокуратуры все обстоит совсем иначе. Замгенпрокурора Сергей Фридинский еще весной сетовал, что американская сторона выдвинула неприемлемые условия для выдачи российских "талибов", требуя - в нарушение законодательства РФ, - чтобы российская сторона держала узников в заточении до конца боевых действий в Афганистане, допускала к ним беспрепятственно американских следователей и т.д.
Компетентные российские источники изложили "НГ" такую версию: "Администрация Буша, похоже, начинает осознавать, что дальнейшая ситуация с практически полным беззаконием в отношении узников на базе США в Гуантанамо "играет" против нее и может серьезным образом подпортить за рубежом имидж США".
Журналисты не раз интересовалось в российском МИДе, предпринималось ли с целью ускорения передачи "российских узников" давление на Вашингтон. На это давалось разъяснение, что данную тему с Вашингтоном обсуждает первый замминистра иностранных дел России Вячеслав Трубников, что содержание этих переговоров является конфиденциальным (см. "НГ" от 08.08.03). О давлении на американцев со стороны родственников заключенных, правозащитных организаций или российских судебных органов также ничего не сообщалось.
Тем временем американскую сторону уже два года упрекают в негуманном обращении с узниками Гуантанамо. Они, как уверены в Москве, содержатся "в ужасных условиях", "подвергаются со стороны надсмотрщиков постоянным издевательствам, унижениям, пыткам, их лишают сна" и т.д. Есть и претензии юридического характера: до сих пор никому из заключенных не предъявлены официальные обвинения, им запрещены встречи с адвокатами и т.д.
Наши "талибы" попали в число кандидатов на отбытие из Гуантанамо вовсе не из-за настойчивого давления со стороны Москвы: вопрос с нашей стороны на самом высшем уровне, как это неоднократно делал британский премьер Тони Блэр, не поднимался. Наших граждан как бы "до кучи" добавили к заветному списку (куда входят около 140 граждан Великобритании и ряда других дружественных США стран). Добавили после того, как Верховный суд США постановил принять к рассмотрению иски ряда зарубежных адвокатов, добивающихся пересмотра "присвоенного" заключенным статуса "вражеских комбатантов" и предоставления им должной юридической защиты. Как известно, наибольшую настойчивость в этом проявили адвокаты британских талибов, прямо обвинившие США в попрании юридических норм и элементарных прав человека.
Именно с учетом указанных обстоятельств администрация Буша решила ускорить процедуру выдачи "наименее опасных" узников (настоящих "головорезов" будут судить американские трибуналы). Наблюдатели в Москве, конечно, расценили это решение как пиар-маневр Вашингтона: там, дескать, посчитали, что "простить" только одних англичан было бы не совсем логично.
"В целом, - сказал в заключение один из наших источников, - создается впечатление, что администрация Буша начинает пытаться "разгребать завалы", создавшиеся в диалоге с зарубежными партнерами США в результате их односторонних военных акций последнего времени и доставляющие Белому дому немало хлопот".
С возвращением на родину российских "талибов" последние - вне зависимости от набора предоставленных против них улик - станут подходящим пропагандистским материалом для обвинений Вашингтона в массовых нарушениях прав человека. Очевидно, в администрации США это прекрасно понимают, а посему пытаются не столько обезопасить "комбатантов" от неправедного суда на родине, сколько договориться с Москвой об условиях "не вынесения сора из избы".
Однако иллюстрации нарушения властями США прав человека будут неизбежно востребованы в Москве - с учетом нового политического расклада в российском истеблишменте, где "новые русские националисты" заняли весьма сильные позиции.