0
1842
Газета Интернет-версия

04.04.2008 00:00:00

Арт-бизнес без России

Тэги: исследование, рынок


исследование, рынок Две первые скрипки. Аукционные дома Christie’s и Sotheby’s исполняют солирующие партии на мировом арт-рынке.
Фото Reuters

The European fine art foundation (TEFAF) совместно с Arts Economics, компанией, занимающейся исследованиями экономических вопросов художественного рынка, выпустила аналитическое и статистическое исследование мирового арт-рынка за 2002–2006 годы (первая часть этого исследования вышла в 2002 году и охватывала период с 1998 по 2001 год). В его подготовке также приняли участие такие крупные европейские объединения арт-дилеров, как SLAD (the Society of London Art Dealer), LAPADA (the Largest Trade Association for Professional Art and Antique Dealer), BADA (the British Antique Dealers’ Association). «НГ» предлагает читателеям самые интересные факты из этого исследования.

Общие тенденции

Исследователи отмечают, что мировой арт-рынок начал заметно расти с 2003 года, а 2006-й стал годом резкого подъема по количеству продаж, общему объему и среднему ценовому показателю. Если в 2002 году общий оборот мирового арт-рынка составлял 26,7 млрд. евро, то в 2006-м эта сумма выросла до 43,3 млрд. евро. С 2002 по 2006 год продажи на арт-рынке выросли на 95% от оборота в стоимостном выражении и на 24% по количеству сделок.

Весь объем продаж разделили между собой два больших сектора арт-рынка – аукционы (их доля составила 48%) и арт-дилеры (52%). Что касается аукционных домов, то здесь, разумеется, доминируют Sotheby’s и Christie’s – их доля по стоимости в сумме составляет 27% всех аукционных продаж в мире (за ними следуют Bonhams (5%) и Phillips de Pury (6%) и 46% общего объема продаж. Для мировых лидеров 2006 год стал во многом переломным. Объем продаж Sotheby’s составил 2,8 млрд. евро, его главного конкурента Christie’s – 3,6 млрд. евро. В 2006 году товарооборот импрессионистов у обоих аукционных домов вырос на 80%, современного искусства – на 60% на Sotheby’s и на 47% на Christie’s.

Всего же арт-рынок насчитывает в мире около 5 тыс. аукционных домов разного уровня. И если Sotheby’s и Christie’s относятся к аукционным домам первого, высшего уровня, то ко второму уровню относятся национальные лидеры, такие как Bonhams в Великобритании, Artcurial во Франции, Villa Grisebach в Германии, Kornfeld в Швейцарии. Существует и третий уровень, который включает региональные аукционные дома, чаще всего специализирующиеся на определенных областях искусства. Общий товарооборот аукционных домов в 2006 году составил 20,8 млрд. евро, что на 50% больше, чем в предыдущем году. Здесь основная доля продаж приходится на Великобританию (5,6 млрд. евро) и США (9,5 млрд. евро). При этом наибольшее количество сделок совершается во Франции (18%).

Вторая движущая сила на арт-рынке – дилеры, сектор более фрагментарный, чем аукционы. Исследователи отмечают на рынке около 4 тыс. крупных арт-дилеров, которые и определяют 75% рыночного оборота, и из них не более тысячи влияют на формирование уровня показателей стоимости. Всего же, по подсчетам, на рынке фигурируют около 71 тыс. арт-дилеров, среди которых учтены и небольшие галереи, брокеры (берущие предметы на комиссию), агенты отдельных художников. В 2006 году в мире было осуществлено около 1 млн. дилерских сделок на сумму 22,5 млрд. евро. Показатель этот условный, ведь в отличие от аукционных домов дилеры не распространяют значительное количество конфиденциальной информации, в том числе, например, окончательную стоимость, за которую вещь была продана. Несмотря на то что именно на стороне дилеров высокий уровень экспертизы, их бизнес более подвержен риску, чем аукционный: как правило, даже очень крупные дилеры имеют сравнительно узкую специализацию и локализацию в рамках одной страны. Аукционные дома примерно на 38% являются для дилеров источниками предметов для дальнейшей продажи.

2006 год стал переломным еще в одном отношении: как отмечают исследователи, оба сектора стали стремительно сближаться. Аукционные дома начали совершать большое количество частных сделок, причем не только в рамках деятельности самих домов, но и приобретая для этого частные галереи. Так Sotheby’s выкупил голландскую Noortman Master Painting, некогда принадлежавшую одному из крупнейших антикваров – Роберту Нортману и занимавшуюся живописью старых мастеров. Christie’s, в свою очередь, выкупил британскую галерею современного искусства Haunch of Venison. Дилеры со своей стороны также стали брать на себя функции аукционов, отходя, таким образом, от своей традиционной роли. Отмечается и высокий уровень сотрудничества между аукционами и дилерами.

Значительной частью арт-рынка за последние несколько лет стали международные ярмарки изящных искусств, которые создают благоприятные условия взаимного поиска как для продавцов, так и для покупателей предметов искусства. Это обеспечивается большим потоком посетителей: так, в 2006 году TEFAF в Маастрихте посетило 84 тыс. человек, Биеннале антикваров в Париже – 90 тыс., Art Basel – 60 тыс., Friez Art Fair в Лондоне – 63 тыс. По опросу участников TEFAF, около 40% их последующих сделок в году напрямую связаны с участием в различных ярмарках.

Огромную роль в формировании арт-рынка играет и перемещение предметов искусства. Международный арт-рынок – один из самых глобальных рынков экономики, с различными объемами и формами для каждой отдельной страны. В вопросах импорта и экспорта наиболее интенсивным является европейский арт-рынок: в 2006 году экспорт составил 8,2 млрд. евро, импорт – 4,9 млрд. евро. При этом главная европейская страна, через которую проходит основной объем предметов искусства, – Великобритания: в 2006 году на долю ее импорта пришлось 3,5 млрд. евро (71% европейского импорта), экспорта – 5,4 млрд. евро (66% европейского экспорта). Среди остальных стран Европы интенсивным импортером и экспортером является Франция (7% европейского импорта и 14,5% экспорта). Интенсивность ввоза–вывоза в большой степени зависит от законодательства отдельных стран в этой области. Так, например, в США, где отсутствуют пошлины на ввоз и вывоз произведений искусства и очень незначительные ограничения в этой области, импорт в 2006 году составил 5,4 млрд. евро, экспорт – 5,8 млрд. евро.


По материалам Arts Economics

Особенности крупнейших арт-рынков

Исследователи называют самым значительным художественным рынком арт-рынок США. Его доля от оборота в стоимостном выражении в 2006 году составила 46% мирового арт-рынка, а оборот – 19,8 млрд. евро, из которых более 10 млрд. приходится на долю арт-дилеров. Резкое падение арт-рынка произошло в США после трагедии 11 сентября 2001 года, однако начиная с этого времени рынок стал стремительно расти. Так, например, по стоимости рынок вырос с 1998 по 2001 год всего на 7%, а с 2002 по 2006-й – на 105%. Объем рынка за этот период увеличился на 24%.

Главным центром на арт-рынке США является Нью-Йорк: именно здесь заключается 42% всех сделок в стране. Из 100 самых крупных аукционных продаж в мире 59 совершено в Нью-Йорке на Sotheby’s или Christie’s. Здесь же расположены представительства около 2 тыс. крупнейших арт-дилеров из 25 тыс. зарегистрированных на территории США.

Второй большой зоной арт-бизнеса является Европа. Товарооборот в странах ЕС в 2006 году составил 19,2 млрд. евро. Он вырос на 38% по отношению в 2005 году и на 70% по отношению в 2002 году. В 2006 году европейский арт-рынок составил 44% от оборота общемирового рынка в стоимостном выражении. Однако доля за счет роста американского рынка упала на 6% по отношению к 2002 году.

Самым большим рынком после США исследователи называют рынок Великобритании. Его доля оставила 60% европейского рынка и 27% мирового. Оборот сделок за 2006 год по Великобритании составил 11,6 млрд. евро. Доля двух главных арт-центров – Лондона и Нью-Йорка – составила вместе 72% рынка. Если с 1998 по 2001 год рынок Великобритании вырос всего на 1,6%, то с 2002 по 2006 год рост составил 81% от оборота в стоимостном выражении. В Великобритании насчитывается около 8,9 тыс. продавцов искусства, из которых 400 аукционов и 8,5 тыс. – арт-дилеры. Всего в арт-бизнесе задействовано около 48,5 тыс. сотрудников. 35% аукционных продаж и 60% британского рынка принадлежит Sotheby’s и Christie’s. Около тысячи крупнейших арт-дилеров в Великобритании являются членами крупных и влиятельных объединений. Великобритания насчитывает около 30 международных ярмарок искусства.

Среди других европейских стран по уровню арт-рынка выделяются Франция и Германия. Доля Франции на европейском рынке составляет 14%, на мировом – 6%. Франция насчитывает около 8,6 тыс. юридических продавцов искусства и около 49,3 тыс. сотрудников. Значительные изменения на французском арт-рынке произошли в 2000 году. До этого на протяжении пяти веков аукционы находились в ведении Министерства юстиции, и государство осуществляло монополию в области аукционных продаж. С 2000 года статус аукционистов изменился, монополия была отменена, начался период конкуренции как среди французских аукционных домов, так и с иностранными компаниями. Sotheby’s провел свои первые торги во Франции в феврале 2001 года, Christie’s всего лишь месяцем позже. С 2002 по 2006 год рынок вырос на 36% от оборота в стоимостном выражении и на 24% по объему. Важнейшим сектором французского арт-рынка являются произведения импрессионистов и модернистов.

Третье место в Европе занимает Германия, доля которой относительно мирового арт-рынка составляет 3%. Она является второй страной в мире по количеству аукционных домов, галерей, ярмарок, арт-сообществ и художественных учебных заведений после США. Немецкие арт-дилеры в основном сосредоточены в главных центрах – Мюнхене, Берлине, Кельне и Дюссельдорфе, аукционы рассредоточены по стране более свободно. С 2002 по 2006 год оборот на рынке Германии вырос на 94%, особенно в связи с увеличением цен на немецких художников мирового уровня.


Международные ярмарки искусства способствуют контактам продавцов и покупателей. Ярмарку TEFAF в 2008 году посетили 75 тысяч человек.
Фото с официального сайта www.tefaf.com

Китай, Индия, Россия

С 2002 по 2006 год доля арт-рынка стран вне Европы и США выросла с 3,8 до 7,7%. Самые значительные изменения в этот период произошли на художественном рынке Китая: в 2006 году его доля от общемирового рынка составила 5% от объема в стоимостном выражении, а объем аукционных продаж – 1,1 млрд. евро. Оборот на рынке современного китайского искусства с 2003 по 2006 год вырос в 100 раз. Наибольшие изменения произошли с 2005 по 2006 год, когда аукционные продажи по стоимости выросли на 983%, а по количеству лотов – на 477%. Перелом 2006 года – результат одновременного роста спроса со стороны состоятельных китайских и западных покупателей и увеличения предложения китайского искусства на рынке. И это при том, что еще 20 лет назад в Китае не было ни аукционных домов, ни спроса на предметы искусства и антиквариата. Теперь в Китае насчитывается около 100 зарегистрированных аукционных домов, крупнейшие из которых помимо Sotheby’s и Christie’s China Guardian и Poly International Auction Company. По официальным данным, в Китае около 5 тыс. арт-дилеров, общее же число незарегистрированных продавцов, по данным исследователей, может достигать 50 тыс.

Что касается Индии, то этот рынок вступает в фазу формирования. Сейчас он в основном работает на экспорт, который показывает небывалый рост: с 2000 по 2006 год экспорт вырос с 2,6 млн. евро до 478 млн. евро, то есть на 186%, при этом за год с 2002 по 2003-й он увеличился с 5 до 508 млн. евро.

Российский художественный рынок в исследовании почти не фигурирует, что вполне объяснимо: во-первых, по сравнению с европейскими странами и Америкой оборот искусства в нашей стране ничтожен, во-вторых, рынок до сих пор остается теневым и провести хоть сколько-нибудь точное исследование не является возможным. Исследователи лишь сравнивают на словах ситуацию на русском рынке с Китаем и Индией и приводят единичные цифры. Например, отмечают дефицит искусства на русском рынке в 2006 году, когда экспорт составил 0,8 млн. евро, импорт – 2,2 млн. евро. Наибольший импорт в Россию был достигнут в 2004–2005 годах (6,6 млн. евро и 12,2 млн. евро соответственно), что связано, вероятно, с отменой в 2004 году 18% пошлины на ввоз предметов искусства частными лицами. Наибольший экспорт – в 2002 году составил 6,5 млн. евро. Удается подсчитать также товарооборот русского искусства на крупнейших аукционах, например, на Sotheby’s в 2006 году он вырос на 12%.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1632
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4110
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2269
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2564

Другие новости