Участники беспорядков вышли на улицы с флагами Евросоюза и Грузии. Фото Reuters
Муниципальные выборы в Грузии, как и ожидалось, завершились попыткой госпереворота, утверждают в правительстве республики. Очевидцы рассказывают, что в центре Тбилиси собралось не меньше 100 тыс. человек, некоторые манифестанты попытались захватить президентскую резиденцию. Правящая «Грузинская мечта» интерпретирует результаты голосования как доказательство всенародной любви к себе.
По данным ЦИК Грузии, муниципальные выборы в республике завершились оглушительной победой правящей «Грузинской мечты». Ее представители победили во всех регионах. В частности, Каха Каладзе переизбрался на пост мэра Тбилиси с результатом 71,58%.
Всего за партию власти проголосовало 81% избирателей при явке в 40,93%. Самой низкой активность избирателей была в Тбилиси (31,8%), а самая высокая в Самцхе-Джавахети (56,15%). Для сравнения, в муниципальных выборах 2021 года участие приняли 51,92% избирателей, а в парламентских выборах 2024-го – 58,94%.
Впрочем, главным событием для Грузии стало вовсе не избрание муниципальных властей, а беспорядки, которые разгорелись в центре Тбилиси после закрытия избирательных участков. В частности, группа манифестантов попыталась захватить президентскую резиденцию, но была остановлена спецназом. В том числе в ход пошли газ и водометы. По официальным данным, в ходе уличных боев пострадали 6 демонстрантов и 21 полицейский.
Силовики задержали всех организаторов протеста 4 октября. Среди них оказались члены «Единого национального движения» (ЕНД) Ираклий Надирадзе и Муртаз Зоделава, бывший замначальника Генштаба Вооруженных сил Грузии Лаша Беридзе, генсекретарь партии «Стратегия Агмашенебели» Паата Манджгаладзе и основатель общественной платформы «Проспект Руставели», известный оперный певец Паата Бурчуладзе. Им грозит до 9 лет за «организацию группового насилия».
Примечательно, что экс-президент Грузии Саломе Зурабишвили поспешила откреститься от причастности к происходящему. То же самое сделали представители партий «Лело» и «Гахария за Грузию», которые в отличие от большинства других оппозиционных партий приняли участие в муниципальных выборах. По их словам, беспорядки только дискредитировали протест в глазах Грузии и могли быть спровоцированы представителями «Грузинской мечты».
Тем временем провластный телеканал «Имеди» опубликовал аудиозапись, согласно которой Бурчуладзе обсуждал с одним из соратников подготовку беспорядков. Например, они говорили о том, что должна пролиться кровь и тогда госпереворот будет уже не остановить. Телеканал не настаивает на подлинности своей информации. К тому же наблюдатели отмечают, что речь собеседников чрезмерно грубая даже для неформальной беседы, ответы часто непоследовательные, интонации неуместные. Другое дело, что власти посчитали запись важной для расследования попытки захвата власти.
Особенности протеста в Грузии не смутили президента Молдавии Майю Санду. «Мои мысли с народом Грузии, который защищает свободу и свое европейское будущее. Демократию невозможно заставить молчать. Молдова на вашей стороне», – написала Санду. Правда, другие европейские лидеры воздержались от комментариев.
В свою очередь, премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе призвал европейских лидеров брать пример с грузинских силовиков, когда им самим придется справляться с протестами. Также он подчеркнул, что «глубинное государство» хотело заменить ЕНД на «Лело» и «Гахарию за Грузию», но результаты выборов показали, что они «списаны со счетов». «У нас есть ответственность перед избирателями. Мы должны полностью нейтрализовать коллективное национальное движение, чтобы в стране наконец-то установилась здоровая, демократическая политическая система», – заявил он. Кобахидзе также возложил вину за беспорядки на представителей Евросоюза: «Некоторые люди из-за рубежа даже выразили прямую поддержку попытке свержения конституционного строя, включая представителя ЕС… На этом фоне тот же посол ЕС в Грузии несет особую ответственность за это».
Политолог Ника Читадзе полагает, что пока ни власти, ни оппозиция не смогли извлечь для себя какие-то серьезные преимущества из прошедших выборов. Так, Каладзе переизбрался при рекордно низкой явке, а противники «Грузинской мечты» так и не смогли предложить согражданам ничего, кроме обещания сменить правительство.
«Ничего не изменилось. Общество расколото, оппозиция по-прежнему нуждается в новых лидерах, а «Грузинской мечте» нужно налаживать диалог с обществом, если она хочет остановить разрушение государства», – сказал «НГ» Читадзе.
По словам эксперта, вечером 4 октября в центре Тбилиси протестовали не меньше 100 тыс. человек. Технически правительство может запретить оппозиционные партии, учитывая, что Конституционный суд находится под полным контролем «Грузинской мечты», но это не заставит людей полюбить правящую элиту.