0
3622

22.12.2015 00:01:00

Снимите ковры со стен

Тэги: школа дизайна, вшэ, мосгордума, проект, школы


школа дизайна, вшэ, мосгордума, проект, школы Внешнее и внутреннее оформление школы можно поменять без особых затрат. Фото с сайта www.mos.ru

Лаборатория Школы дизайна НИУ «Высшей школы экономики» представила в Мосгордуме промежуточные итоги проекта модернизации столичных школ. Дизайнеры провели исследование образовательных пространств. И свое видение путей реорганизации школьной жизни через дизайн изложили московским депутатам.

Мне видится это событие знаковым. Когда пять лет назад я писала статью о том, что менять школу надо через дизайн, я и не предполагала, что такое возможно в стране через ничтожно короткое время. На тот момент я вернулась из поездки в Чехию, где наблюдала за подобным масштабным экспериментом тамошнего благотворительного фонда вкупе с Министерством образования Чехии. Надо сказать, что основателем фонда был успешный русский предприниматель, который еще в начале 90-х перебрался на постоянное проживание в Чехию. Там он сумел за короткий срок приумножить свое состояние и по настоятельной просьбе своей супруги обратил свой взор на нужды детей из самых низов общества.

Наверное, в душе они были и есть все-таки большие романтики, потому что решили, что даже преображение быта школьников способно сотворить что-то невероятное с их внутренним миром. Они сделали ставку на дизайн. Дети маргиналов, сироты и полусироты попали в руки талантливых взрослых и окунулись в мир искусства. С помощью взрослых  они  своими руками изменили до неузнаваемости казенные школьные здания, стали играть на всех музыкальных инструментах, петь, разбираться в киноискусстве.

Самое интересное, что позднее в компанию к этим деткам стали присылать своих распустившихся отпрысков отчаявшиеся богатые родители. Потому что там трудились и преображались все. Первые же итоги эксперимента подтвердили ту гипотезу, что жизнь этих детишек, уже повзрослевших и окончивших эти школы, коренным образом отличается от жизни их родителей. И более благополучных сверстников из их бывших дворов.

Так вот. Мне показалось, что дизайн, пришедший в школу, это то, что отвечает духу и требованию времени. Что дети, прошедшие такую школу, придут домой и снимут для начала со стен пыльные безвкусные ковры. А вместе с ними выбросится из нашей жизни весь ширпотреб от искусства. Но я не видела механизм, при помощи которого это можно сделать. Ввести повсеместно во всех школах уроки дизайна?

Как заявил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, школа является систематической образовательной средой и основным источником компетенции и социализации человека, поэтому надо повышать репутацию школы в сознании родителей и учеников. А вопрос внешнего и внутреннего оформления школьных зданий особенно актуален, так как со следующего года стартует госпрограмма по строительству новых школ (в ближайшие годы предстоит создать более 7 млн новых мест для учеников). Но что-то нужно делать со старыми школами, построенными в «старой командной эстетике».

Предлагается менять школу с учетом концепции свободного, открытого для учащихся пространства, играя цветом, меняя мебель. И, что немаловажно, с минимальными финансовыми затратами. Высшая школа экономики советует перестройку школы начать... с бренда. По этой логике лаборатория Школы дизайна предложила школам «Конструктор брендинга» – модель, с помощью которой любая школа сможет легко и без серьезного урона бюджету создать собственный уникальный фирменный стиль. Впоследствии он может находить отражение не только в логотипе школы, официальных документах, полиграфии, но и в оформлении интерьеров здания или, например, сувенирной продукции. Все это создаст у родителей, учеников, учителей ощущение стильного и при этом комфортного окружения.

Оказывается, университеты могут стать  символами и деятелями преображения нашей жизни к лучшему. Тем более если сегодня люди, отвечающие за образовательную политику, приходят к мысли, что университеты должны быть разными – для науки и для жизни.

Что касается встречи студентов и депутатов, то она уже дала некие плоды. Чиновники поддержали выводы лаборатории, и уже следующим шагом станет организация работы межведомственной группы, которая станет добиваться реализации решений по модернизации школьной инфраструктуры в Москве.

Но я предвижу, что может случиться дальше. Дальше – другая группа чиновников вдруг начинает понимать, что круг их обязанностей значительно расширяется. И есть только один сдерживающий элемент, который поможет им не слишком нагружать себя работой. Это пресловутые «СанПины» – санитарно-эпидемиологические правила и нормы, которые могут не предусматривать «буйства» новой,  интересной жизни. И директор школы, решившийся на эксперимент по стильному переустройству, это очень рисковый человек. И этот риск с ним не разделит никто. Хотя... может, еще не все так мрачно?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
670
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
371
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
383
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
349