0
973
Газета Культура Интернет-версия

14.06.2002 00:00:00

Не гоните, пианисты

Тэги: конкурс, чайковский


Путаница с системой судейства дошла до кульминации. У пианистов и виолончелистов на первых двух турах вместо баллов ставят "да", "нет" и "может быть". У скрипачей "может быть" отсутствует. С чем это связано - тайна. В скрипичном финале судить конкурсантов будут почти как в фигурном катании - расставляя по местам: у кого больше первых мест, тот и выиграл.

Со скрипкой вообще связаны основные неудобства. Прослушивания первого тура шли в Малом зале консерватории, аншлаги начались с первого же дня, и зал оказался действительно мал. Ладно бы это было неудобно публике, но несчастные конкурсанты, выходя на этот - самый сложный - тур, должны были ждать, пока откровенно не помещающиеся зрители найдут себе места.

Скрипачи пока удовольствия не доставили. Возможно, огромное количество технических потерь объясняется понятным и простительным волнением. Но куда при этом девается мысль, идея, музыкальность, индивидуальность или хотя бы что-нибудь одно из перечисленного?

Первым же приятным впечатлением стало исполнение Бориса Бровцына, ученика знаменитого педагога Майи Глезаровой. Ничего заоблачного в его игре не было, он просто хорошо играл. Баха - по-взрослому, спокойно и умно; каприсы Паганини - музыкально и интересно; Пятый концерт Моцарта - светло, высоко и легко. А Вальс-скерцо был сыгран по-настоящему здорово вообще только им и другим "нашим" - студентом Московской консерватории Евгением Стембольским.

Помимо них порадовала Татьяна Самуил. О ее концепциях, стиле и манере можно спорить, но качество игры сомнений не вызывало. Правда, в начавшемся втором туре Самуил пришлось понервничать: играла она менее удачно, чем в первом туре, а за пять минут до конца программы на скрипке лопнула струна. Публика охнула и принялась аплодировать. Любят у нас накал страстей. Скрипачка удалилась менять струну, а публика не унималась. К моменту, когда исполнительница вернулась на сцену, в зале гремели овации. Самуил попыталась вернуть игривое настроение, в котором играла "Кармен", но, несмотря на артистичность и очаровательные улыбки, обрести былую легкость не удалось.

Из иностранцев в первом туре интересно выступили скрипачи Ян Лю (Китай) и Роман Симович (Югославия). На просто-таки ужасающем фоне остальных участников они выглядели блестяще. Неожиданность же у скрипачей была только одна: Алексея Лундина не допустили ко второму туру. Концертмейстер "Виртуозов Москвы" сыграл откровенно неудачно. После прошлого - скандального - XI конкурса все были готовы к так называемым спорным решениям жюри. Но пока все происходит в рамках приличий. Правда, как обычно, ко второму туру допустили всех трех учеников члена жюри, профессора Московской консерватории Эдуарда Грача. Решение небесспорное: к примеру, Надежда Токарева играла на первом туре не более удачно, чем многие другие скрипачи, но их тем не менее с первого тура сбросили.

А у интернационального педагога Захара Брона допустили всех четырех учеников. Удивительная их особенность - полное отсутствие каких-либо признаков индивидуальности. Исключение - ученик Брона в Кельне Михаил Овруцкий. Трое же остальных - японка Тамаки Кавакубо, немцы Эрик Шуман и Николас Кеккерт - проявили редкую стабильность, ровность, качественность и старательность. Но не было в их стараниях ничего своего - мысли, чувства. Лишь тщательно выполненные указания хорошего учителя.

У пианистов (да и вообще у конкурса) фаворит пока один. Алексей Володин, ученик Элисо Вирсаладзе, сыграл на первом туре громадную программу ("Аппассионата" Бетховена, Прелюдия и фуга ре-бемоль-мажор Шостаковича, три виртуозных этюда и "Размышление" Чайковского) практически безупречно. Помимо изумительного владения инструментом, истинной виртуозности Володин играл удивительно интересно, качественно и внимательно. Как, кажется, уже даже не очень принято играть. Последние годы в стремлении играть все быстрее, стремительнее и виртуознее музыканты подчас пролетали мимо самой сути произведения, мимо самой музыки. Апофеозом этой бессмысленной гонки стал победитель прошлого конкурса Чайковского Денис Мацуев. К счастью, у Володина совершенно другой подход к делу. Это как раз тот редкий в последние годы случай, когда технические возможности являются не целью игры, а средством. Средством для достижения несравнимо более важных целей.

Приятным отступлением от регламента конкурса стал пропуск ко второму туру 25 виолончелистов из игравших на первом 45. Вообще-то жюри должно пропускать на второй тур не более половины участников первого. Но в этот раз судьи проявили редкую доброжелательность. Собственно, ее от Александра Рудина (председателя жюри) все и ожидали.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
1109
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
913
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
1525
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
471